Интервью

«Последние несколько лет объем перевозок строительных грузов изменялся в пределах 10—12 млн тонн в год»

Заместитель генерального директора по логистике АО «Первая Грузовая Компания» (ПГК) Андрей Васильевич Рыженков ответил на вопросы журнала «Цемент и его применение», рассказав об объемах грузоперевозок в России, способах повышения эффективности работы вагонного парка и услугах ПГК в сфере логистики.
Расскажите, пожалуйста, о ситуации на рынке грузоперевозок.
АВ: Операторы пережили волну списания вагонов в связи с изменением правил продления срока их службы. Это событие в свое время спровоцировало дефицит разных родов подвижного состава, однако на сегодняшний день картина изменилась. Сейчас налицо профицит по отдельным видам вагонов, причины которого — в значительном пополнении вагонного парка на сети РЖД и уменьшении грузовой базы. Так, в последние годы снижался объем перевозок строительных грузов. Например, в 2018 году по железной дороге было отправлено 123,8 млн тонн строительных грузов и 25,1 млн тонн цемента, что на 7 % ниже показателей аналогичного периода 2017 года.
Растет конкуренция с автомобильным транспортом, что требует от участников рынка грузовых железнодорожных перевозок улучшения сервиса, внедрения современных цифровых решений, оптимизации работы вагонного парка. Именно эти направления развития приоритетны для ПГК. Компания разрабатывает и внедряет технологии, направленные на повышение операционной эффективности бизнеса.

Каковы в последнее время объемы перевозок вашей компанией строительных грузов?
АВ: Последние несколько лет объем перевозок строительных грузов в вагонах ПГК изменялся в пределах 10–12 млн тонн в год. За 7 месяцев 2019 года мы перевезли 7,2 млн тонн строительных материалов, что позволяет прогнозировать их погрузку на уровне прошлых лет. Что касается цемента, за этот период мы перевезли 6 млн тонн продукции.
Среди крупных клиентов, которые пользуются нашими услугами, — «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», «Новоросцемент», «ХайдельбергЦемент Рус», «Себряковцемент» и другие. ПГК доставляет строительные грузы для таких объектов, как газопровод «Сила Сибири», БАМ, крупные магистрали местного и федерального значения.


Что вы делаете для увеличения объе­мов перевозок цемента и других строительных материалов?
АВ: Для ПГК повышение эффективности работы вагонного парка является одним из ключевых направлений развития. Таким образом мы снижаем нашу зависимость от рыночных изменений и способствуем своевременному обеспечению подвижным составом грузоотправителей. А для наших партнеров, работающих в строительном секторе, в высокий сезон особенно важна оперативная подача вагонов. Кстати, на это же время, как правило, приходится проведение летних путевых работ, что осложняет обстановку на сети. Без технологических решений никак не обойтись.
Например, для завода «Мордовцемент» (входящего в состав холдинга «ЕВРОЦЕМЕНТ груп»), с которым мы тесно сотрудничаем на протяжении многих лет в рамках сервисного контракта, были маршрутизированы груженые вагонопотоки в направлении Москвы, Нижнего Новгорода и Казани со станции Нуя Горьковской железной дороги.
Кроме того, мы развиваем отправку строительных грузов кольцевыми маршрутами в Краснодарском крае. Продукция загружается в полувагоны на станциях Белореченская и Лабинская (Краснодарский край), а также Ханская (Республика Адыгея). Затем она следует к местам выгрузки на побережье Черного моря, откуда порожний подвижной состав возвращается на станции погрузки. Благодаря отточенной технологии ПГК сократила число полувагонов и стала перевозить больше грузов. В 2019 году мы уже транспортировали по этой схеме свыше 1 млн т «инертных» строительных материалов (песка, щебня, гравия и др.) — в 4 с лишним раза больше, чем за весь 2018 год.

Как еще вы совершенствуете свою деятельность?
АВ: Цель компании — стать признанным эталоном отрасли по клиентскому сервису и операционной эффективности, что позволит ПГК претендовать на постоянную грузовую базу и сохранять устойчивость на любой фазе рынка.
Ключевая роль в решении этих задач отведена цифровизации. В июне 2019 года мы первыми среди железнодорожных операторов перешли на IT-платформу SAP. В перспективе это позволит повысить уровень сервиса и скорость реакции на запросы грузоотправителей за счет интеграции данных различных подразделений ПГК в едином информационном пространстве.
Безусловно, за всеми процессами стоят люди. В 2019 году ПГК открыла для своих сотрудников центр обучения и развития персонала. Его эксперты занимаются разработкой программ, которые помогут работникам овладеть необходимыми навыками и компетенциями.

Что такое программа роста эффективности оперирования вагонными активами (ПРЭОВА)? Что она включает в себя?
АВ: ПРЭОВА — это проект, направленный на выработку решений по оптимизации бизнес-процессов ПГК. В нем принимают участие все сотрудники компании. По итогам 2018 года было реализовано свыше 400 предложенных специалистами идей. Экономический эффект — более 1,5 млрд рублей.
В частности, мы разработали и внедрили технологию нормирования рабочего парка вагонов для выполнения операций на железнодорожных станциях. В прошлом году также успешно стартовал пилотный проект по подаче и отправке цементовозов на отдельных участках Октябрьской железной дороги. Это позволило уменьшить время их производственного цикла на 0,6 суток.
В 2019 году работа продолжается. Уже поступило более 200 предложений по улучшению тех или иных показателей деятельности компании. Проект будет развиваться, он интересен людям.


Какие новые услуги оказывает в последнее время ПГК? Чем они могут быть интересны клиентам в цементной промышленности?
АВ: Компания активно развивает комплексные логистические услуги, в том числе для предприятий строительной отрасли. Партнерам интересно, чтобы все процессы сосредоточились в одних руках. Они заинтересованы в доставке «от двери до двери», предоставлении складских площадей, проведении таможенных процедур, использовании не только железнодорожного, но и альтернативного транспорта, например, автомобильного.
Мы уже успешно реализовали ряд таких проектов. Например, в начале 2019 года ПГК начала возить перлитовый песок из Армении в Россию для компании «Кнауф». Доставку организовали по схеме «от двери до двери». Груз был отправлен с месторождения Арагац в адрес предприятия «Кнауф Гипс Колпино», расположенного на станции Колпино Октябрьской железной дороги. Перлитовый песок загружался в тентованные фуры, следовал до терминально-складского хаба во Владикавказе, где перегружался в крытые вагоны, и далее транспортировался по железной дороге до места назначения. ПГК освоила комплексную доставку грузов из Армении и готова приступить к перевозке в течение 24 часа с момента получения заявки.
Не так давно у нас появился транспортный хаб в Михнево (Московская область). Это второй складской комплекс, используемый ПГК для мультимодальных перевозок. Мы начали использовать его для комплексных перевозок готовой продукции предприятия KERAMA MARAZZI из Подмосковья в Новосибирск. Услугами транспортного хаба могут воспользоваться и другие клиенты, заинтересованные в логистическом обслуживании и таможенной обработке грузов.
Также наша компания теперь занимается аудитом путей общего и необщего пользования. Он нужен производственным компаниям, которые располагают собственной железнодорожной инфраструктурой. Для производителя сырья или товаров это непрофильная функция, которая требует внимания и времени. Как правило, нас приглашают, когда хотят повысить эффективность работы на путях необщего пользования, устранить недочеты в своей работе. Наиболее часто встречаются такие проблемы, как нарушение технологии погрузки/выгрузки вагонов, неэффективная маневровая работа, недостаточность размеров площадок, предназначенных для этих операций, неравномерная подача подвижного состава, отсутствие требуемой численности персонала и др. Чтобы решить эти задачи, все участники перевозочного процесса — РЖД, оператор подвижного состава, грузоотправитель — должны работать вместе. У каждого из них свой фронт работ, и все они взаимосвязаны, поэтому решать проблемы в одиночку не получится. Более того, мы можем взять на себя организацию работы подъездных путей, подачу и уборку вагонов, взаимодействие с РЖД, планирование графика погрузки. В результате расходы на содержание железнодорожного хозяйства снижаются.

Что важно знать цементным предприятиям, располагающим своими железнодорожными участками?
АВ: Мы не разделяем предприятия по роду деятельности. Проблемы в работе возникают у всех. В рамках логистического консалтинга появилась еще одна наша новая услуга: эксперты ПГК могут разработать перечень мероприятий по устранению «узких» мест. Далее партнер самостоятельно решит, готов ли он их внедрять самостоятельно или ему требуется помощь.
Приведу пару успешных примеров из недавнего опыта. В первые месяцы выполнения рекомендованных мероприятий непроизводительные простои вагонов под грузовыми операциями предприятия «Кроношпан Башкортостан» сократились на 2 суток. Сотрудники Ростовского филиала ПГК оценили работу подъездного пути Туапсинского морского торгового порта и подготовили предложения по улучшению эксплуатационных показателей. Ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятия во II полугодии 2019 года может составить 678 тысяч рублей.
Эти результаты говорят о том, что всегда можно найти пути повышения эффективности своей работы.

Что бы вы посоветовали тем предприятиям, которые пока только планируют строительство собственных путей?
АВ: На этапе подготовки технического задания и проектных работ необходимо привлекать профильных экспертов. Это поможет избежать ошибок планирования погрузо-разгрузочных операций и работы железнодорожного цеха в будущем.




Поделиться:  
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.