Интервью президента ОАО «ХК «Сибирский цемент» Георга Клегера

ОАО «ХК «Сибирский цемент» было создано в 2004 году. В него входят «Топкинский цемент», «Красноярский цемент», «Тимлюйский цементный завод», а также «Карьер «Перевал» и Ангарский цементногорный комбинат, управляемые на паритетных началах, и другие предприятия. Президент ОАО «ХК «Сибирский цемент» Георг Клегер встретился с генеральным директором ООО «Журнал «Цемент» Людмилой Герман. Результатом встречи явилось интервью, которое мы приводим в этом номере журнала. 

Каковы перспективы вашей компании на сибирском рынке и какие у вас планы по более полному использованию своих производственных мощностей?

Холдинг «Сибирский цемент» с момента своего основания занимал лидирующее положение на рынке цемента Сибири. Несмотря на общее падение спроса и тяжелую ситуацию в строительной отрасли в целом в период кризиса, доля рынка «Сибирского цемента» в 2009-2011 гг. сохранилась на уровне 48-50%, и в настоящее время мы не видим предпосылок для ее снижения.

Рынок цемента в Сибири характеризуется высокой конкуренцией – совокупная производственная мощность цементных заводов, расположенных в Сибири, более чем в 2 раза превышает емкость рынка. С учетом этого крупные сибирские производители цемента традиционно поставляли часть своей продукции за пределы региона. Тем не менее, в период строительного сезона практически все заводы загружены на 90-100%. Оживление в строительной отрасли, начавшееся во II полугодии 2010 года, позволяет нам реализовывать всю продукцию Красноярского и Тимлюйского цементных заводов на территории Сибири. Для обеспечения более полной загрузки мощностей Топкинского цементного завода мы сформировали базу постоянных клиентов на Урале, в Поволжье и Казахстане.

Насколько убыточным для вас был 2010 год, ожидаете ли  вы прибыль в этом году и покроет ли она убытки прошлого года?

На самом деле информация об убытках, озвученная ранее в СМИ неверна. Мы работали с прибылью в кризисном 2009 году, получили прибыль в 2010-м и, несомненно, закончим с положительными показателями и этот год.

Вами совместно с компанией «Ростехнологии» создана «Русская цементная компания». Какие вы видите выгоды от ее создания?

ООО «Русская цементная компания» создана при участии Государственной корпорации «Российские технологии» и ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» с целью формирования условий для развития отечественной цементной промышленности, строительства новых высокотехнологичных цементных производств.

Здесь несколько обоснованных причин. Во-первых, изначально завод проектировался как предприятие с пятью производственными линиями, работающими по мокрому способу. То есть эта печь была запланирована еще десятки лет назад, под нее была отведена площадка и подготовлена инфраструктура. Во-вторых, когда было принято решение о начале строительства, в России и в мире была совершенно иная экономическая обстановка. Цементная промышленность росла, объемы выпуска били все рекорды. Тогда, когда никто еще не говорил о кризисе, решение о строительстве 5-й печи по мокрому способу было верным решением. Конечно, после кризиса многое в промышленности изменилось, но мы все равно считаем, что поступили правильно. Эффект от данного проекта вполне ощутим – мы получили значительный прирост в производстве и создали 120 рабочих мест.

Цементная отрасль является капиталоемкой, строительство новых, тем более, современных заводов требует значительных финансовых вложений. Мы полагаем, что партнерство государства в лице «Ростехнологий» и ОАО «ХК «Сибцем» является обоюдовыгодным. С одной стороны, создаются условия для реализации планов Правительства Российской Федерации, зафиксированных в «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года». С другой – внедрение современных технологий на новых цементных производствах позволит нам снизить себестоимость продукции, что формирует предпосылки к увеличению прибыли.

Какие у вас дальнейшие планы по работе с Ростехнологиями»? Предполагаете ли вы, образовав этот союз, выход за пределы Сибирского федерального округа по активам? Планируется ли продолжить реализацию проекта Яшкинского цементного завода?

Сегодняшняя ситуация показывает, что у нового цементного холдинга пока достаточно обширная сфера деятельности и в границах Сибирского федерального округа.

Стратегическими задачами «РЦК» является организация строительства новых цементных заводов общей мощностью до 16 млн. тонн цемента в год.

Строительство нового производства планируется в том числе на базе месторождения «Яшкинское» в Кемеровской области, право на разработку которого принадлежит ОАО «ХК «Сибцем». Предполагается создание цементного производства комплексного типа совместно со строительством теплоэлектростанции на базе инжиниринговых разработок компании KHD Humboldt Wedag. Внедрение передовых технологий обеспечит снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, утилизацию золошлаковых отходов, снижение себестоимости производства цемента и электроэнергии на 25—30 %.

В качестве основных задач по строительству Яшкинского цементного завода на сегодняшний день мы видим – проведение согласовательных процедур и разработку проектной документации. На этих направлениях нами реализуются необходимые мероприятия. Общая сумма средств, инвестированных Холдинговой компанией «Сибирский цемент» в ООО «Яшкинский цемент» с начала реализации проекта и до настоящего момента составляет более 300 млн руб.

Каковы ваши взаимные планы с группой РАТМ?

В последнее время появилось достаточно много информации о якобы имеющей место сделке между «Сибирским цементом» и «РАТМ-Холдингом» по приобретению акций ОАО «Ангарскцемент» и долей ООО «Карьер Перевал». В ближайшее время в прессе появится совместное официальное заявление обоих основных собственников иркутских цементных активов, объективно отражающее ситуацию.

Цементники испытывают проблемы с железнодорожными перевозками. Как вы ее решаете, используете ли речной транспорт?

Сложности в организации доставки цемента железнодорожным транспортом возникают в летний период под влиянием совокупности факторов – резкого сезонного роста спроса на цемент, сокращения парка специализированных вагонов для перевозки цемента, проведения ремонтных работ на железнодорожных путях и использования основного объема полувагонов, применяемых для перевозки цемента в мягких контейнерах, для централизованного завоза угля на предприятия энергетики. Для организации эффективной логистики ОАО «ХК «Сибцем» была создана специализированная транспортная компания ООО «КузбассТрансЦемент», которая управляет собственным парком железнодорожного подвижного состава, включающим более 2 000 вагонов. Кроме того, в летний период отгрузки цемента на расстояние менее 200 км. от места расположения заводов сбытовая структура холдинга по возможности осуществляет автотранспортом. Для этих целей был также сформирован собственный парк автоцементовозов на всех заводах холдинга.

Использование речного транспорта не может служить полноценной заменой железнодорожному, т.к. судоходные маршруты, как правило, проходят в районы, не имеющие железной дороги, и являются единственным вариантом доставки грузов для этих территорий. Кроме того, из наших заводов отгрузка речным транспортом без предварительной доставки вагонами в порт возможно только с ООО «Красноярский цемент». Мы работаем над развитием этого направления поставок, т.к. в северных районах Красноярского края расположены крупные месторождения полезных ископаемых, промышленное освоение которых началось в последние 2-3 года, и в ближайшее время следует ожидать роста спроса на цемент на этой территории. За первые 2 месяца навигации – май и июнь 2011 г. – речным транспортом с ООО «Красноярский цемент» было отгружено более 14 тыс. тонн.

Какова ситуация на Красноярском заводе с линией KHD – строится ли она, сохранилось ли оборудование? Каковы оценки и перспективы этого проекта?

Мы продолжаем реализацию проекта на «Красноярском цементе» по строительству современной технологической линии производства цемента сухим способом. В настоящее время ведутся дополнительные проектные работы. В связи с этим недавно с рабочим визитом Красноярский цементный завод посетили представители KHD Humboldt Wedagg, ООО «СибНИИпроект» и другие наши партнеры. Вместе мы осмотрели промышленные площадки завода и провели техническое совещание.

Почему на Топкинском заводе построена печь мокрого способа, а не сухого? На Топкинском заводе организована производственная практика для учащихся колледжа строительных материалов. А какова вообще политика в отношении сотрудничества с учебными заведениями и подготовки кадров?

Поддержание и повышение профессионального уровня сотрудников – стратегическое направление деятельности ОАО «ХК «Сибцем». Подготовка и развитие персонала это непрерывно развивающаяся система корпоративного образования. Корпоративный учебный центр компании, созданный на технической базе ООО «Топкинский цемент», на сегодня имеет лицензии на обучение по многим рабочим профессиям и дополнительным программам.

С 2011 года возобновилось сотрудничество с Национальным исследовательским Томским политехническим университетом (ТПУ). Состоялись встречи представителей завода и томского ВУЗа с потенциальными абитуриентами – выпускниками топкинских школ и Топкинского филиала Кемеровского колледжа строительства и эксплуатации зданий и инженерных сооружений. Эти ребята уже сориентированы на цементную промышленность. Наша цель – совместно с преподавателями политехнического университета оказать им поддержку в дальнейшем обучении. Особые преференции будут иметь дети заводчан – представители династий и заводских семей.

На 2011-2012 год перед службой управления персоналом компании стоит задача создания образовательного кластера: Корпоративный учебный центр – Колледж – ВУЗ. Это будет способствовать существенному повышению качества обучения и сокращению сроков образовательного процесса.

Вы вкладываете большие средства в обеспыливание технологического оборудования. Какие у вас дальнейшие планы по защите окружающей среды?

Для нас экологическое направление является стратегическим. «Сибирский цемент» большое внимание уделяет вопросам экологии на своих заводах. Разработаны многолетние программы для улучшения экологической обстановки на предприятиях. В частности, в I квартале для «Топкинского цемента» был разработан проект аспираторной установки на пересыпке конвейеров технологической линии №1. На «Красноярском цементе» электрофильтр на цементной мельнице №4 заменили на рукавный фильтр. Там же завершен монтаж рукавных фильтров на силосах с 19-го по 24-й.

В 2010 году были разработаны, утверждены и согласованы с Роспотребнадзором проекты санитарно-защитных зон на «Топкинском цементе» и «Красноярском цементе». Сейчас такой проект разрабатывается на Тимлюйском цементном заводе.

В настоящее время по результатам лабораторного контроля на активах холдинга превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ не обнаружено. На всех предприятиях получена вся разрешительная документация в соответствии с действующим экологическим законодательством.

Кто основные потребители вашей продукции, и какая продукция наиболее ими востребована? Какие еще заводы, кроме Красноярского, ведут работы по получению сертификата качества? С кем вы работаете по вопросам сертификации?

Основные потребители - это:

•        ведущие строительные компании – ОАО «Сибмост», НПО «Мостовик», ОАО «Бамтоннельстрой», ОАО «Кемеровопромстрой», ОАО ХК «СДС» и т.д.

•        крупные предприятия по производству строительных материалов и конструкций на основе цемента – Горновский завод спецжелезобетона и Челябинский завод железобетонных шпал, входящие в структуру ОАО «РЖД», Завод крупнопанельного домостроения Томской домостроительной компании, ОАО «Главновосибирскстрой», Томь-Усинский завод железобетонных конструкций и другие;

•        основные предприятия добывающей промышленности – «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром нефть», АК «АЛРОСА», ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение», ОАО «Сибирь-Полиметаллы» и т.д.;

•        крупные объекты дорожного строительства и гидроэнергетики – Северный обход г. Новосибирска (федеральная трасса М51), Богучанская ГЭС, Саяно-Шушенская ГЭС.

В целом, в структуре продаж преобладает общестроительный цемент марки 400 – его удельный вес в отгрузках составляет около 50%, однако крупные потребители, как правило, закупают высокомарочные цементы марок ПЦ 500 Д0 и ПЦ 500 Д0-Н, а также специальные цементы: для нужд нефтегазового комплекса – тампонажные цементы, для объектов гидроэнергетики – цемент для гидротехнических сооружений ПЦГ 400 Д0, для строительства в районах Крайнего Севера – бездобавочный сульфатостойкий цемент марки ССПЦ 400 Д0. При этом в настоящее время ОАО «ХК «Сибцем» является единственным в Сибири производителем сульфатостойкого цемента и единственным в России производителем специального цемента для гидротехнических сооружений, прошедшим сертификацию на выпуск этой марки.

С июня 2010 года ООО «Топкинский цемент» наряду с выпуском цементов по ГОСТ 10178-85 осуществляет выпуск цемента и по ГОСТ 31108-2003, гармонизированному с Европейским стандартом ENV 197-1. С переводом цементных мельниц № 8 и № 9 «Топкинского цемента» на замкнутый цикл помола, о котором говорилось ранее, был освоен выпуск  цементов ПЦ 550 по ГОСТ 10178-85 и ЦЕМ I-52,5Н по ГОСТ 31108-2003, проведена их сертификация.

Лаборатория «Красноярского цемента» была оснащена необходимым испытательным оборудованием для проведения приемо-сдаточных испытаний по ГОСТ 31108-2003 и теперь готова производить отгрузку цементов по классам прочности.

«Тимлюйский цементный завод» приобрел лабораторное испытательное оборудование, которое начнет работать в начале августа. Это даст возможность производить  цементы по ГОСТ 31108-2003. Параллельно с запуском лаборатории планируется провести на заводе и встречу с потребителями, чтобы показать новую технику в работе и рассказать о различиях в методах испытаний.

Большая работа проведена по организации производства и сертификации специальных видов цемента. Производство  сульфатостойкого цемента ССПЦ 400-Д0 на «Тимлюйском цементном заводе» составило в 2010 году 6,8 тыс. т. ООО «НТЦ «СибНИИцемент» (г. Красноярск) для «Красноярского цемента» разработаны новые технические условия на портландцемент для гидротехнических сооружений (ПЦГ 400-Д0). Технические условия были согласованы с ОАО «НИИЭС» (г. Москва) и ОАО «Институт Гидропроект» (г. Москва). Цемент марки ПЦГ 400-Д0 применяется при строительстве Богучанской ГЭС и обводного канала Саяно-Шушенской ГЭС. 

В 2010 году на «Красноярском цементе» была получена опытная партия  тампонажного цемента высокой сульфатостойкости  ПЦТ I-G-CC-1 по ГОСТ 1581-96. В этом году продолжаются работы по освоению его промышленного выпуска. Необходимым условием потребителей тампонажного цемента ПЦТ I-G-CC-1 является сертификация его не только по российскому, но и по американскому стандарту API. Приобретено и установлено необходимое лабораторное оборудование для испытаний. Параллельно ведется разработка системы менеджмента качества по ГОСТ Р ISO 9001-2008. Это позволит в дальнейшем сертифицировать цемент ПЦТ I-G-CC-1, а также систему менеджмента качества в Американском нефтяном институте (API).

Как бы Вы охарактеризовали сегодняшнее состояние цементной промышленности России?

Во второй половине 2010 года кризисные явления себя исчерпали, и в России наметился рост спроса на цемент. Соответственно, увеличились и объемы производства. По результатам 2010 года отрасль показала 15-процентный рост – 50 млн. тонн. Каким будет этот подъем далее, мы не можем спрогнозировать, но уже сейчас видим, что он существенен. В Европейской части на потреблении цемента положительно скажется подготовка к Чемпионату мира по футболу в 2018 году и Олимпиаде-2014 в Сочи, на Востоке – подготовка к саммиту АТЭС -2012 и строительство нового космодрома в Амурской области, в Сибири – строительство Богучанского алюминиевого завода, Богучанской ГЭС. Кроме того, на спросе скажется принятая регионами программа строительства «Жилище».

Что касается мощностей, то в настоящее время около 85% заводов по производству цемента работают по мокрому способу, что требует значительных энергозатрат. Кроме того, возраст многих цементных предприятий России превышает 30 лет. Значит, грядет время больших модернизаций на российских заводах. Вопрос в том – как быстро это произойдет и когда к этому будут готовы сами производители.

В целом же, учитывая динамику производства цемента и строительные проекты, анонсированные в России, мы с оптимизмом смотрим в будущее.

Пользуясь случаем, хочу обратиться со страниц вашего авторитетного издания к читателям, ко всем, кто имеет отношение к строительной отрасли.

Уважаемые коллеги, от имени многотысячной семьи «Сибирского цемента» (или от имени коллектива Холдинга «Сибирский цемент») поздравляю вас с наступающим Днем строителя!

Желаю всем без исключения роста объемов строительства, профессиональной удачи, стабильности и здоровья!


Поделиться:  
Заказать этот номер журнала «Цемент и его применение» или подписаться с любого месяца можно по ссылке
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.