Эксперты допускали, что происходящее - результат ценовой войны между многолетним лидером рынка "Пикалевским цементом" холдинга "ЕВРОЦЕМЕНТ груп" (его доля по итогам 2011 года была 40%) и новым игроком - цементным заводом группы "ЛСР" в Сланцах. Это предприятие проектной мощностью 1,86 млн т в год заработало в конце 2011 года и за первый сезон сумело занять лишь 2% рынка. Однако при выходе на проектную мощность возможности нового производственного комплекса позволяют в низкий сезон закрыть до 50% потребностей региона в цементе. Поэтому эксперты не исключали, что новичок замахнется на 25-35% регионального цементного рынка, общая емкость которого в 2012 году выросла на 20%, до 4,1 млн т в год, и достигла докризисных показателей.
Судя по ситуации, прогнозы оправдались. По данным пресс-службы "ЛСР-Цемент", в первом полугодии 2012 года предприятие реализовало 425 тыс. т цемента. В июне-июле в Центральный федеральный округ предприятие отгрузило по железной дороге почти в 2,5 раза больше цемента, чем другие заводы Северо-Запада. По оценке специалистов компании, сегодня доля "ЛСР-Цемента" на местном рынке - 18%.
Агрессивная ценовая политика ЛСР, по мнению экспертов, обвалила рынок в начале лета. В прошлом году в высокий сезон средняя цена 1 т цемента на Северо-Западе была около 3 тыс. рублей. Учитывая, что за 2011 год она поднималась 5 раз, в том числе из-за сбоев в работе РЖД, в этом году ее ожидали на уровне 3,8-4,1 тыс. рублей за 1 т. Но вместо сезонного роста рынок провалился на 800 рублей за 1 т. Падение длилось 1,5 месяца. Но к концу июля цены неожиданно стабилизировались и пошли в рост. "За последний месяц они отыграли около 1 тыс. рублей за 1 т", - констатирует генеральный директор "ПрофЦемента" А. Калачев.
А по данным исполнительного директора СТД "Петрович" В. Адамова, в августе средняя стоимость тарированного цемента составила 3,8 тыс. рублей за тонну, хотя за месяц до этого она была на 400 рублей меньше. "Видимо, ЛСР закрепилась на рынке, набрав достаточное количество потребителей", - рассуждает он.
Участники рынка подозревают, что ценовая война закончилась не сама по себе - не исключено, что производители просто договорились. "Снижение цен в сезон никому из компаний не выгодно. Не исключено, что, почувствовав падение прибыли, они принялись отыгрывать утраченное", - предполагает директор по продажам ООО "Такси-Бетон" В. Прокуроров.
"По идее, Группа "ЛСР", имея наиболее эффективное производство, могла пытаться выиграть в ценовой войне. Но им нужно окупать значительные инвестиции в новый завод, а низкие цены на продукцию этому мешают", - добавляет генеральный директор компании "Решение" А. Батушанский.
До покупателей жилья эхо цементной войны не докатилось. Во-первых, падение цен было кратковременным. Во-вторых, доля цемента в себестоимости строительства не настолько значительна, чтобы оказывать влияние на цену недвижимости, - всего 3-5%.
Строители оценивают ситуацию как стабильную. "Мы почувствовали, что рынок цемента лихорадит. Но на продажных ценах это не сильно отразилось, поскольку волатильность цен на цемент была краткосрочной", - говорит генеральный директор ЗАО "Ойкумена" Л. Гниденко.
К концу этого года, по прогнозу аналитиков, цены на цемент могут подрасти еще на 10%, хотя традиционно после горячего строительного сезона цемент дешевеет на 10-15%. Но основная война на цементном рынке, по словам экспертов, еще впереди. "Дело в том, что ЛСР в ближайшее время обещает запустить серийное производство более качественного и дорогого цемента 500-й марки, сильно задев интересы завода "Цесла", который позиционирует себя именно в этом сегменте", - говорит О. Солтанов.
Кроме того, на поставках высокомарочного цемента зарабатывает целый ряд игроков из других регионов. Пока эти заводы удерживают свои позиции. Но, по мнению независимых аналитиков, с местного рынка в конце концов уйдет именно привозной цемент, доля которого в 2011 году оценивалась в 30%.