ENG | РУС
Информационный портал о цементе. Производство, наука, техника

Вопросы и ответы

Транспортировка сырья

Вопрос: Имеется ли реальная возможность обеспечить доставку сырья (мела и мергеля) с влажностью 30 % ленточными транспортерами? Мел и мергель транспортируются и складируются раздельно.

Необходимый объем доставки мела — 5400 т/сут, мергеля — 2500 т/сут. Расстояние транспортировки — 2,5—3,0 км. Добыча мела и мергеля осуществляется путем прямой экскавации.

Плюсы использования транспортеров общеизвестны, минусами являются замазывание поверхности лент и роликов, особенно в местах пересыпов, невозможность обеспечить безаварийную работу скребковых приспособлений и т. п.
Ответы (2)
Хольгер Либервирт, директор Института оборудования для переработки минерального сырья, Technical University Bergakademie Freiberg, Германия
Ответ: К сожалению, на Ваш вопрос нет универсального ответа. Технические решения имеются. Например, компания TAKRAF, Германия, поставила системы ленточных конвейеров, которые перемещают вскрышные породы угольных месторождений в Сибири при температурах ниже –40 °C, а также очень вязкие нефтеносные пески на севере Канады при аналогичных температурах. Совсем недавно компания поставила комплектную транспорт­но-разгрузочную систему, состоящую из трубчатого конвейера длиной 4,5 км, передвижного конвейера и разгрузчика на гусеничном ходу производительностью 2,2 тыс. т/ч сухой или влажной золы, которая иногда также может быть довольно липкой. Оборудование предназначено для Рефтинской ТЭЦ, расположенной около Екатеринбурга. Данная система работает при температурах до –45 °C. 

Непременное условие обеспечения аккуратной и безопасной работы конвейера — регулярный уход за чистящими скребками. Несмотря на современные отработанные решения, когда лезвия скребков индивидуально настраиваются и подпружиниваются, за ними обязательно нужен регулярный уход. Это особенно важно, если материалы обладают повышенной вязкостью, как, например, влажный мел или мергель. Уже совсем тонкий слой материала, остающегося прилипшим к ленте после скребка, толщиной всего 0,1 мм приводит к быстрому образованию просыпи на участках конвейера около разгрузочного барабана. 

Особые технические решения, объединяющие высококачественные первичные и вторичные скребки и механизированные скребки барабанов с мойкой и сушкой ленты, обеспечат отсутствие просыпи вдоль обычной трассы конвейера. Не возникнет проблема преждевременного выхода из строя поддерживающего ролика нижней части ленты вследствие прилипания материала к таким роликам или к роликам, работающим погруженными в просыпавшийся материал. Однако возврат использованной воды является затратной операцией, особенно в зимнее время.

Переворот ленты после ведущего барабана и перед задним барабаном также помешает появлению просыпи вдоль трассы конвейера, когда лента идет чистой стороной по нижним роликам. Такое решение, конечно, потребует регулярного ухода, особенно на участках переворота ленты.

Однако решение, наиболее широко распространенное при работе с канадскими нефтеносными песками, где ленточные скребки, конечно, быстро выходили из строя, состоит в установке всей конвейерной системы на модульных элементах большей высоты, чем стандартные.
Расстояние от нижнего участка ленты до земли — не менее 1,5 м, этим облегчается уборка просыпи. Механизированными скребками очищаются только поверхности барабанов, этим обеспечивается правильное движение лент. Однако применение и более высоких конструкций, и механизированных скребков ведет к дополнительным расходам. При работе с нефтеносными песками, когда производительность конвейеров зачастую превышает 10 тыс. т/ч, понесенные затраты быстро компенсируются.

Таким образом, на Ваш вопрос нельзя ответить без учета общих расходов. Представляется, что транспортное расстояние в 2,5—3,0 км является предельным с точки зрения экономической целесообразности, если ленточный конвейер работает с очень липким материалом при сравнительно низкой производительности транспортной системы и низких температурах. 

При 10-часовом рабочем дне транспортной системы теоретически хватает (без остановок и перерывов) для достижения производительности 790 т/ч. При длине трассы 3 км этого можно достичь, используя три грузовика вместимостью по 100 т.

При ширине ленты 800 мм, подходящей для указанной производительности, потребуется питатель, подающий материал с размерами куска менее 260 мм. Для липкого материала обычно рекомендуется применение двухвалковой дробилки и ленточного питателя. В большинстве случаев начальные капиталовложения в такую систему будут выше, чем расходы на обычный грузовик и экскаватор.

Экономическая оценка не будет полной без учета всех необходимых затрат, таких как техническое обслуживание, строительство дороги, энергоносители, стоимость рабочей силы и т. д., которые меняются от проекта к проекту.
Юрген Зеегерс, генеральный директор, MVI-Consulting GmbH, Германия
Ответ: Фирма MVI-Consulting GmbH работает в течение 8 лет на российском рынке, занимаясь внедрением специальных конвейерных систем, конвейерных лент и сервисных материалов. Специалисты фирмы имеют большой опыт изготовления и эксплуатации специальных и традиционных конвейерных систем большой производительности. Проблема налипания материала на конвейерную ленту решается путем применения грязеотталкивающих лент с полимерным покрытием рабочей обкладки. Сократить налипание удается также, если использовать технологию изготовления ленты методом непрерывной вулканизации. Эта технология поз­воляет достичь идеальной геометрии ленты, зеркальной поверхности обкладок и прямолинейности ее хода.

Мергель и мел в зависимости от времени года и погодных условий имеют разные состояния: от влажного гелеобразного (особенно в конце транспортировки) до мерзлого с высокой твердостью. В случае транспортировки мерзлых пород нарушается «зеркало» рабочей обкладки и эффект грязеотталкивания исчезает. Самым эффективным способом транспортировки мела и мергеля классическими ленточными конвейерами является переворот конвейерной ленты на холостой ветви рабочей стороной вверх. При этом минимальное расстояние переворота ленты в зависимости от ее типа и ширины составляет 12—36 м. При использовании беспросыпных трубчатых конвейеров длина участка сворачивания и разворачивания ленты может достигать 42 м. Поэтому при проектировании конвейерных систем необходимо решать вопрос механизации уборки просыпи, что приводит к увеличению высоты става конвейера. Из многообразия очищающих устройств заслуживают внимания вибрационные. Проблема налипания материала в местах перегрузок решается с помощью вибрационных либо пневмоимпульсных устройств.
© 2019 JCement.ru