Технологии рынка
Ежегодно российские строители наращивают объемы ввода площадей примерно на 15%. Однако девелоперы жилых проектов постоянно сталкиваются со множеством препятствий: нехваткой площадок, усложненным законодательством и т. д. Одним из таких препятствий, способных помешать достижению намеченных целей, остается недостаток стройматериалов, основным среди которых является цемент. В условиях дефицита цены на это сырье взлетают до небес.
Дефицит поставок цемента на российском рынке сохраняется. Можно отметить рост спроса на эту продукцию в Южном федеральном округе в связи со строительством олимпийских объектов и в Северо-Западном регионе — из-за активного промышленного и жилищного строительства. Именно эти регионы интересуют основных игроков отрасли«, — говорит начальник аналитического управления группы компаний «Регион» Константин Комиссаров. По его данным, в настоящий момент в России существует 49 цементных заводов, из которых работает 42 предприятия. «Большинство из них строились в 1970-е гг. и используют энергоемкий метод производства, а новых мощностей практически нет», — добавляет эксперт. В первую очередь от такой ситуации страдают строительные компании.
Государственные эксперты и участники рынка единодушны в том, что устаревшие мощности не способны обеспечить все российские стройки нужными объемами цемента. «Годовая потребность России в цементе составляет примерно 75 млн т, но в 2007 г. было произведено только около 65 млн тонн. Еще 1 млн тонн было экспортировано. Таким образом, дефицит составляет 13-14%», — отмечает аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиевский. С ростом ежегодного объема строительных работ этот дефицит может стать еще больше.
В частности, в 2007 г., по данным Росстата, российские строители возвели 60,4 млн кв. м жилья, т. е. на 19,4% больше, чем в прошлом году. К 2010 г. этот показатель должен возрасти уже до 80 млн кв. м, т. е. фактически на 33%. Вследствие этого будут расти и потребности в цементе. По мнению Константина Комиссарова, к 2010 г. потребность России в цементе может увеличиться до 80-90 млн тонн в год только по жилищному строительству.
В условиях существенного превышения спроса на цемент над реальным предложением начинается резкий рост цен на эту продукцию. По данным Владимира Сергиевского, за последние три года цены на цемент выросли более чем в три раза: с $33-35 за 1 тонн в 2004 г. до $110-120 за 1 т в 2007 г. «Рост объемов строительства является основной причиной взлета цен на ключевые стройматериалы. В частности, в среднем по стране за прошлый год цемент, по нашим оценкам, подорожал на 60%. Это способствует росту инфляции и удорожанию недвижимости», — говорит эксперт.
По данным Московской фондовой биржи, где торгуется часть контрактов на поставку цемента, рост цен еще выше, и только за один 2007 год он составил 150%. Как бы то ни было, но за два месяца 2008 г., несмотря на сезонный зимний спад строительной активности, цемент успел еще подорожать. «Последние биржевые сделки по цементу заключались на уровне $140-145 за 1 тонн. Традиционно в связи с цикличностью строительной отрасли дефицит цемента зимой не столь очевиден, но летом можно ожидать обострения ситуации и роста цен», — отмечает Сергиевский. Прошлым летом, по данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), в разгар строительного сезона, дефицит цемента достиг 20% от объемов производства.
В первую очередь последствия роста цен на цемент ощущают на себе строительные компании. «Действительно, вопрос с ценами на цемент стоит довольно остро — это очевидно для всех участников рынка», — утверждает член совета директоров корпорации Mirax Group Максим Темников. Более того, практически невозможно высчитать индекс справедливого роста цен на цемент. По мнению некоторых участников рынка, в качестве рыночно обусловленной стоимости цемента можно использовать котировки на бирже. Однако в действительности на открытом рынке торгуется не так много цемента. «На бирже реализуются незначительные объемы товара», — говорит Константин Комиссаров. По оценкам экспертов, через биржу проходит не более 15% произведенного цемента, а остальная часть реализуется через поставщиков.
По мнению ФАС, есть еще одна причина резкого удорожания цемента. В 2006 г. антимонополисты признали монопольное положение главного игрока российского цементного рынка — компании Филарета Гальчева «Евроцемент груп». Компанию заставили заплатить в бюджет 267 млн руб. — в семь раз меньше изначальных требований антимонополистов. По мнению экспертов, с этого началась активная поддержка цементной отрасли государством, оценившим широкую программу модернизации отрасли, предложенную «Евроцемент груп». «Износ основных средств производства в цементной отрасли составляет более 70%. Между тем потребности в цементе растут из-за роста темпов строительства в России. “Евроцемент груп” реализует инвестиционную программу по комплексной полномасштабной модернизации и техническому перевооружению цементных предприятий на сумму более 10 млрд руб.», — говорилось в сообщении ФАС.
В качестве выхода из ситуации дефицита и роста цен на цемент чиновники предложили увеличить поставки из-за рубежа. В октябре 2007 г. ФАС и Росстрой выступили с предложением обнулить таможенные пошлины на импортный цемент и направили письмо в Минэкономразвития. Уже через два месяца соответствующее постановление было подписано премьер-министром Виктором Зубковым. Согласно этому документу ввозные таможенные пошлины на цемент были снижены с 5% до нуля, однако льготный режим продлится девять месяцев начиная с 25 января 2008 г.
Аналитики строительного рынка поспешили назвать это решение неэффективным. «На текущий момент цены на цемент в ближнем зарубежье, например в Казахстане, зачастую выше, чем в России. За счет логистических затрат сырье может стать еще дороже. Теоретически в плане поставок может активизироваться Турция, где цены не столь высоки, а использование морского транспорта позволит снизить логистические издержки при поставках в южные регионы России», — считает Владимир Сергиевский. По мнению Константина Комиссарова, ситуацию, например, на Дальнем Востоке могут улучшить поставки из Китая. Однако эти страны пока предпочитают не экспортировать свою продукцию в Россию из-за недостатка железнодорожных терминалов по перевалке цемента. В частности, на российско-китайской границе функционируют всего три перевалочных пункта.
«Что касается западных поставщиков, мы рассматриваем такие варианты, но тут также есть сложности, связанные с логистикой. Железнодорожная инфраструктура не готова к перевозке больших объемов цемента. Получается, что мы можем везти цемент только для нужд своих объектов, располагающихся вблизи портов ввоза», — отмечает директор департамента промышленности и ресурсного обеспечения ГК «ПИК» Сергей Эйрамджанц.
Парадоксально, но, по данным Федеральной таможенной службы, несмотря на дефицит цемента внутри страны, российский экспорт этого сырья в пять раз превышает его импорт.
Чиновники не собираются останавливаться только на обнулении пошлин. «Правительство России сейчас разрабатывает ряд дополнительных мер, в частности рассматривается возможность создания цементных бирж — это позволило бы привлечь поставщиков из-за границы и сбалансировать рынок», — рассказывает Максим Темников. Однако, по мнению экспертов, такие нововведения невыгодны компаниям-посредникам, занимающимся поставками сырья.
Не дремлет и Ассоциация строителей России (АСР). В феврале 2008 г. в АСР был образован департамент развития и реконструкции предприятий по выпуску строительных материалов. Основным направлением работы департамента должна стать реконструкция старых заводов и строительство новых на базе современных энергосберегающих, безопасных и экологически чистых технологий. По мнению руководителей ассоциации, это должно создать условия для снижения себестоимости строительных материалов.
Однако пока этот механизм не заработал, аналитики строительного рынка сомневаются в успешности таких нововведений, так как у АСР просто нет ресурсов для реализации подобной программы. В частности, эта структура не имеет контроля над большинством российских цементных заводов, которые можно было бы модернизировать.
Не надеясь на помощь государства, некоторые игроки строительного рынка предпочитают не действовать через АСР, а сокращать свои потребности в цементе или создавать собственные производственные мощности. Однако в любом случае они отмечают рост себестоимости строительства.
«Дефицит цемента и рост его стоимости на нашей компании отражаются опосредованно, поскольку цемент в чистом виде мы используем в относительно небольших количествах — около 15-20 т на дом, — говорит директор по маркетингу и продажам компании “Квартал” Сергей Лушкин. — Наша компания при возведении объектов в основном использует уже готовые изделия, в состав в которых входит цемент: товарный бетон, цементно-песчаный раствор, железобетонные изделия и конструкции, сухие смеси. В связи с “цементным подорожанием” данные материалы в 2007 г. подорожали на 20-40%, что привело к увеличению себестоимости строительства на 7,5%».
По словам директора по маркетингу ГК «Конти» Юрия Синяева, они также ощущают рост стоимости строительных материалов. «Поскольку у нас своих мощностей по производству цемента нет, мы закупаем готовый раствор и бетон. Проблем на этом этапе у нас пока не возникало», — говорит он. «Себестоимость строительства — это затраты на все строительные работы, связанные с возведением здания, конструкций, кровель, прокладкой и подключением инженерных сетей, выполнением всех технических условий и др. Таким образом, себестоимость строительства в основном действительно зависит от применяемой конструкции и материалов», — утверждает Синяев. По мнению экспертов, только за счет роста оптовых цен на цемент себестоимость строительства жилья в России может вырасти на 5-6%. В свою очередь, это отразится на стоимости жилья и, соответственно, скажется на инфляции.
Однако в цементных компаниях эти показатели отрицают. Как неоднократно заявлял глава «Евроцемент груп» Филарет Гальчев, стоимость цемента практически не влияет на себестоимость строительства, так как доля расходов на этот материал, по его подсчетам, не превышает 2%.
Другие игроки рынка предпочитают создавать собственные цементные мощности. «В условиях высокой производственной инфляции крупные строительные холдинги продолжают интегрировать производства стройматериалов в собственную корпоративную структуру, и различные альянсы в этой области вполне уместны. Да, это снижает уровень конкурентности рынка, но в условиях, когда отрасль требует существенных инвестиций, с этим можно примириться», — отмечает Владимир Сергиевский.
В частности, в феврале 2006 г. группа ЛСР совместно с австрийской компанией Asamer создала на паритетных началах компанию Nordwest Baustoff Beteiligungs для строительства в Сланцах цементного завода мощностью 1,85 млн т в год. В сентябре 2007 г. западный партнер вышел из СП, продав свою долю ЛСР за $26 млн. Теперь петербургская компания будет самостоятельно строить завод, который позволит ей занять 50% цементного рынка в Северо-Западном регионе. В перспективе ЛСР предполагает увеличить производственные мощности будущего завода до 4 млн т цемента в год.
«Ренова-СтройГрупп» на базе предприятий «Ленинградсланец» и «Завод Сланцы» планирует основать собственное цементное производство. В частности, на производство цемента планируется направить отходы известняка. По подсчетам компании, известняковые отвалы позволят ей создать производство мощностью 5 млн тонн цемента в год, для чего планируется привлечь партнера — специалиста в данной отрасли. Пока «Ренова» обещает, что это будет один из мировых лидеров, однако, по данным участников рынка, компания вела соответствующие переговоры все с той же группой ЛСР.
В состав некоторых компаний уже входят структуры по производству цемента. В частности, «СУ-155» владеет заводом «Волга-цемент», позволяющим производить более 2 млн т цемента в год. Участники рынка заявляли о том, что собственное цементное производство может появиться и у «Главстроя», но представители компании эту информацию опровергают.
Интерес к цементному рынку со стороны строительных компаний объясняется не только их потребностями в собственном сырье, но и гигантскими прибылями, которые приносит этот бизнес в настоящий момент. По словам Константина Комиссарова, рентабельность цементных заводов составляет 35-40%. И никакого понижения рентабельности в ближайшем будущем не будет. «Принимая во внимание текущие рыночные условия, мы прогнозируем, что операционная рентабельность ведущих цементных компаний по итогам 2007 г. превысит 50%, и не ожидаем сокращения рентабельности в ближайшие годы», — отмечает Владимир Сергиевский. Этим, в частности, объясняется тот факт, что в цементную промышленность потянулись крупные финансовые группы, ранее не замеченные на рынке стройматериалов.
В числе новых цементных королей можно встретить выходцев из металлургии. Так, бывший совладелец «Газметалла» Лев Кветной, продав в 2006 г. акции Лебединского ГОКа и Оскольского электрометаллургического комбината Алишеру Усманову и Андрею Скочу за $1,5 млрд, через год купил второй по величине в России цементный холдинг — «Новоросцемент». По мнению участников рынка, сумма сделки составила около $1 млрд. Выкупленное предприятие является основным производителем цемента в Краснодарском крае и производит за год около 5 млн т цемента. С учетом того что в Сочи разворачивается активное строительство олимпийских объектов, такое вложение эксперты называют весьма выгодным.
В свою очередь, бывший партнер Кветного — Алишер Усманов также занялся производством цемента. Предприниматель строит завод на 1,3 млн тонн цемента в год в Южно-Уральском регионе.
Конкуренцию металлургам на цементном рынке может составить его старожил — глава «Интеко» Елена Батурина. Продав свои цементные заводы Филарету Гальчеву, по данным участников рынка, примерно за $800 млн, супруга московского мэра сосредоточилась на других сегментах рынка — купила акции Сбербанка и «Газпрома», а также занялась строительством коммерческой недвижимости. Но в начале 2007 г. Батурина захотела вернуться к цементному бизнесу. Компания «Интеко» скупила на юге России несколько заводов общей мощностью 1 млн тонн цемента и пообещала к 2011 г. создать цементный холдинг мощностью до 25 млн тонн в год. По данным ИК «Финам», для того чтобы организовать выпуск дополнительных 24 млн тонн цемента в год, Батуриной придется купить оборудование на $3,6 млрд.
На звание одного из лидеров цементного рынка претендует и Олег Дерипаска. В частности, в 2007 г. «Базэл» и австрийская компания Strabag подписали соглашение о создании совместного предприятия, общая мощность которого составит 4,5 млн тонн цемента в год. В течение 2-3 лет планируется построить 10 заводов в России и Восточной Европе, что позволит увеличить мощности до 10 млн тонн. Кроме того, созданная в 2006 г. компания «БазэлЦемент» в том же 2007 году выиграла на аукционе право разработки месторождения цементного сырья в Туапсинском районе с разведанными запасами на 100 лет.
В цементной отрасли отметился даже Роман Абрамович. В октябре 2007 г. компания «Виста про», контролируемая Millhouse, за $400 000 выиграла на торгах право на разработку Рогаликского месторождения цементного мергеля в Ростовской области. В течение 3,5 года победитель торгов должен разработать всю документацию и приступить к строительству. По данным экспертов, новый завод сможет давать в течение 20 лет по 1 млн тонн цемента в год.
Чтобы не отставать от потенциальных конкурентов, активизировались и действующие лидеры цементной отрасли. Так, в декабре 2007 г. компания Lafarge, крупнейший в мире производитель цемента с оборотом 17 млрд евро в год, объявила о модернизации своего завода в Челябинской области. Производитель планирует увеличить производство цемента с 1,6 млн до 2,5 млн т в год.
Однако наиболее впечатляющая программа у компании «Евроцемент груп». Из всего произведенного в России цемента в 2007 г. около 40% продукции — 24 млн тонн — пришлось на компанию Филарета Гальчева. К 2011 г. компания планирует увеличить свои мощности еще на 25 млн тонн в год. Объем инвестиций в программу оценивается в $8 млрд, или около $1,5 млрд ежегодно.
Вера в будущее
По мнению аналитиков Deutsche Bank, недавно исследовавших российскую цементную отрасль, из-за высокого спроса объем производства этого сырья в ближайшем будущем будет только расти. Во-первых, этому способствует строительный бум в стране. Во-вторых, масштабная программа модернизации российской транспортной системы предполагает строительство 93 000 км дорог к 2010 г., в том числе трассы Москва — Санкт-Петербург с возможностью продления дороги до Хельсинки. В частности, именно в эту схему укладываются планы «БазэлЦемента» по строительству цементного завода в Новгородском регионе.
В-третьих, толчок к развитию цементной отрасли должна дать подготовка к проведению Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. «Мы ожидаем, что эти факторы увеличат потребление цемента до 121,1 млн т к 2016 г.», — отмечают авторы исследования. За эти годы поднимутся и цены на сырье. По прогнозу экспертов, в 2008 г. стоимость цемента вырастет еще на двузначное число, а уже начиная с 2009 г. цемент будет дорожать всего на 1-4% в год. В результате в 2017 г. 1 т цемента будет стоить $243.
Если прогнозы верны, то Россия уже в ближайшее время сможет вернуться на дореформенный уровень производства цемента (83 млн т в 1990 г. — максимум за всю историю российской отрасли). Тогда у строителей появится ресурс, чтобы к 2010 г. все-таки увеличить объем строящегося жилья до 80 млн кв. м. И объяснять затягивание сроков сдачи объектов высокими ценами на цемент будет уже бессмысленно.