Импортный цемент не поможет России
По данным Федеральной антимонопольной службы, дефицит цемента в России летом, когда строительство в разгаре, достигает 10-20 % от объемов производства (в 2006 г. — 54,7 млн тонн). Цена на цемент за этот год выросла вдвое, сейчас на Московской фондовой бирже она составляет 4212 руб. за 1 тонн (около $170).
Ввод новых мощностей (их, по данным «Атона», заявлено 73 млн тонн) требует времени. Казалось бы, дефицит должен компенсироваться импортом. Действительно, по информации Федеральной таможенной службы (ФТС), ввоз цемента в Россию ежегодно удваивается, в 2006 г. он составил 663 000 т (рост на 81%). А с учетом Украины и Белоруссии — 1,2 млн тонн, указывает Лев Чесалов из ГК «Русмет». То есть импорт составляет всего 1-2% рынка. Дело не в импортной пошлине, которая сейчас составляет всего 5%. Андрей Кушниренко, замдиректора департамента торговых переговоров МЭРТ, обещает, что законопроект об отмене и этой пошлины будет принят в ближайшее время. Директор департамента ценообразования в строительстве Ассоциации строителей России Павел Горячкин утверждает, что поставлять цемент в Россию способны две страны — Турция и Китай. В Китае цемент стоит около $90 за 1 тонн, рассказывает глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. В Турции — $115, привезти его морем в Краснодарский край стоит еще около $15 за 1 тонн, говорит Чесалов. Директор по исследованиям Abarus MR Вера Никольская оценивает стоимость доставки по железной дороге в $15 за 1 т на 1000 км. Но Турция, которая в 2006 г. экспортировала 5,5 млн т, в Россию поставила всего 36 000 т, а Китай, который вывез 36 млн тонн, — всего порядка 60 000 т (данные Чесалова и ФТС).
Аналитик «Атона» Елена Мязина указывает на то, что в Турции тоже дефицит: в 2005 г. экспорт был больше — 7,4 млн тонн. Руководитель блока промышленности стройматериалов «Интеко» Михаил Богуш называет основным препятствием для увеличения импорта проблемы с транспортировкой: железнодорожных терминалов по перевалке цемента катастрофически не хватает. С ним согласен председатель совета директоров ОАО «Сухоложскцемент» Максим Сотников. По его словам, ввозить большие объемы из Китая невозможно, так как там всего два-три пограничных перехода, где можно перегружать цемент. А в российских портах нет специальных терминалов, где можно было бы принимать навальный цемент. Экспорт тоже растет По данным ФТС, российский экспорт цемента в пять раз превышает импорт, в 2006 г. — 3,211 млн тонн.
В 2007 г. директор по исследованиям Abarus MR Вера Никольская прогнозирует 2,5 млн т. Возможно, цемент экспортируется по старым соглашениям, полагает аналитик «Атона» Елена Мязина. По ее словам, цемент может вывозиться в Казахстан, где до недавнего времени был дефицит, а цены были сравнимы с российскими.