800 дней до открытия нового завода в Искитиме
В подготовке технической документации, на основе которой принималось принципиальное решение о возведении в Искитиме нового цементного предприятия, участвовали не только российские проектные организации, но и международные аудиторские компании. Именно они подтвердили короткий срок окупаемости инвестиционного проекта стоимостью более 5 млрд рублей. Тенденция к кооперации сохранится до момента сдачи объекта. В отличие от действующей линии, запущенной на «Искитимцементе» еще в начале 60-х годов прошлого века, новая линия «сухого» способа, которая заработает в апреле 2010 года, будет построена при широком участии зарубежных подрядчиков.
На первом расширенном совещании, состоявшемся в Искитиме в апреле 2006 года, глава ГК РАТМ Эдуард Таран отметил, что холдинг, владеющий контрольным пакетом акций завода, заинтересован в партнерстве с иностранными компаниями, готовыми участвовать в новом строительстве. «Мы ведем переговоры с крупными производителями цемента и производителями оборудования, с западными банками и западными фондами», — сказал он. Полтора года, ушедшие на разработку детального плана нового строительства, выбор поставщиков оборудования, его заказ, определение генпроектировщика и генподрядчика, показали — масштабная задача будет реализована в условиях широкой международной кооперации. Основное оборудование произведут ведущие европейские компании, проектированием и строительством также займутся иностранцы.
Инвестиции из-за рубежа ГК РАТМ привлекать не стала. 30% вложений в новый проект — средства самого холдинга, оставшуюся часть готовы предоставить российские финансовые структуры. Причем практически вся подготовительная работа и авансы поставщикам оборудования были оплачены ГК РАТМ без привлечения займов, что ускорило сроки выполнения проекта. Благодаря своему значению для экономики региона строительство нового цемзавода получило государственную поддержку со стороны администрации Новосибирской области.
Если с выбором производителей оборудования, основным из которых стала немецкая инжиниринговая компания Polysius AG (входит в группу Thyssen Krupp), все было более или менее понятно, к тому же руководители «Искитимцемента» и ГК РАТМ уже на первом этапе заявили, что новый завод будет работать по жестким европейским экологическим стандартам, то в вопросах выбора генпроектировщика и генподрядчика-строителя интрига сохранялась практически год. Еще до проведения основных тендеров генеральный директор ЗАО «Искитимцемент» Игорь Барский признавал, что, несмотря на отсутствие опыта по проектированию цементных производств «сухого» способа с использованием импортного оборудования, в нашей стране есть достойные институты, которые могли бы участвовать в реализации поставленной задачи. Правда, он добавлял: «У многих уже подписаны программы долгосрочного взаимодействия с другими клиентами. Наш проект весьма объемный, и такой заказ фактически вынудит организацию-подрядчика в течение года заниматься только им. Поэтому важно найти исполнителя, который на данный момент завершает заказы, и договориться с ним на этапе формирования дальнейших планов».
Итог поисков — в начале ноября 2007 года ЗАО «Искитимцемент« подписало в Москве договор на генеральное проектирование строительства новой линии с сербской компанией Инвест-Импорт. В конце декабря с Инвест-Импортом был подписан и второй договор — на выполнение генподрядных работ.
Продолжительные новогодние каникулы не нарушили согласованного графика работ, уже 16 января в новосибирском аэропорту приземлился самолет, на котором прилетели руководители и специалисты Инвест-Импорта. Цель — знакомство с сибирским предприятием, осмотр будущей площадки, открытие представительства »Инвест-Импорта« на территории Новосибирской области, а кроме того, подготовка условий для проживания гостей из Белграда, которым предстоит проработать в Искитиме 2,5 года.
Генеральный директор АО «Инвест-Импорт» Владимир Матович и директор московского представительства Димитрие Станоевич, приехав в Искитим, побывали на участке, подготовленном под будущее строительство, прошли по цехам действующего предприятия, с которым до этого были знакомы только по генплану завода, топографической схеме местности и документации на заказанное оборудование. Тогда же в первой половине дня на «Искитимцементе» прошла и пресс-конференция для представителей новосибирских СМИ. В ней, помимо руководителей «Инвест-Импорта», участвовали гендиректор ОАО «Искитимцемент» Игорь Мисько и гендиректор ЗАО «Искитимцемент» Игорь Барский.
Представляя Инвест-Импорт, Димитрие Станоевич отметил, что у предприятия большой опыт работы на строительном рынке. В сферу интересов компании, основанной более 50 лет назад, входят проектирование и возведение не только производственных объектов, но также жилья, административных зданий, торгово-развлекательных комплексов. С 2002-го по 2006 год «Инвест-Импортом» в Сербии были модернизированы три цементных завода «сухого» способа мощностью 1,2 млн тонн каждый. «Я убежден, что наше сотрудничество с Россией будет продолжаться долгие годы. К настоящему времени мы закончили несколько крупных проектов в Ангарске, Якутске, Красноярске, Новороссийске», — сказал Станоевич.
Искитимский проект господин Станоевич охарактеризовал как один из наиболее сложных. Причины — сжатые сроки выполнения, площадка, расположенная на территории действующего предприятия, сложное технологическое оборудование, большой объем работ. Все говорит о том, что перед проектировщиками и строителями стоят непростые задачи. «Однако, — заверил он журналистов, — учитывая опыт компании и поддержку со стороны партнеров по проекту, все трудности вполне преодолимы».
Выбор размещения нового производства на территории действующего осложнил «Искитимцементу» задачу подготовки площадки под строительство. Для размещения дополнительной линии пришлось перенести часть складского хозяйства, разобрать расположенные на ней неиспользуемые старые здания, много сил, кроме того, было потрачено на вынос за пределы выбранного участка инженерных коммуникаций. Завод охватит существующее производство, при этом строителям придется осуществить пересечение с его галереями на отметках 14–16 метров. Несмотря на все это, специалисты «Инвест-Импорта» и руководство «Искитимцемента» уверены, что возведение нового промышленного объекта не должно отразиться на работе цехов, выпускающих цемент в круглосуточном режиме.
Журналистов, приглашенных на пресс-конференцию, интересовал вопрос стоимости контракта, подписанного с сербской стороной на выполнение генподрядных работ. Игорь Мисько напомнил, что затраты на подготовку проекта оцениваются в 227 млн рублей, об окончательной стоимости самого строительства говорить пока рано. Примерная стоимость строительно-монтажных работ, по его словам, оценивается в 80 млн евро. «Полная и окончательная стоимость будет понятна до копейки только когда проект будет завершен. Сейчас есть только оценка», — сказал Мисько.
В прессе уже появлялись сообщения о том, что в тендере на выполнение проектных и генподрядных работ, объявленном «Искитимцементом», участвовали и российские компании. По каким критериям шел отбор, что послужило причиной выбора именно сербского предприятия? Отвечая на этот вопрос, Игорь Барский сказал, что одним из главных требований к проектной организации было наличие опыта работы с цементными заводами. От будущего партнера требовалось, чтобы его проекты выполнялись недавно, цементные заводы отвечали современным требованиям, при их комплектации использовалось оборудование последнего поколения.
Игорь Барский отметил, что, к сожалению, среди российских участников не было ни одного, кто мог бы справиться с обеими задачами сразу — проектированием и строительством. Хотя за рубежом подобная практика выполнения заказа «под ключ» широко распространена. «При выборе генпроектировщика и генподрядчика мы рассматривали комплекс вопросов, в первую очередь обращали внимание на работу с оборудованием, подобным тому, которое уже изготавливается по нашему заказу. Также конкурсная комиссия при подведении итогов учитывала, как давно работали на реконструкции и строительстве цементных заводов. В случае с «Инвест-Импортом» выполнялись все условия: цементные заводы, которые восстанавливала и модернизировала компания, — это современные промышленные объекты. Рекомендации поставщиков оборудования (с кем уже заключены контракты) о работе «Инвест-Импорта» были положительные. Вопрос цены был успешно согласован. Вся предварительная информация — на каких проектах работало предприятие, с кем, кто был заказчиком, как был выполнен заказ, сумма проекта, отзывы поставщиков оборудования — говорила за то, что «Инвест-Импорту« можно доверить выполнение данного контракта», — резюмировал Игорь Барский.
В планах сербских строителей — наладить широкое партнерство с российскими компаниями, в том числе производить закупку основных строительных материалов на местном рынке. Только если возникнут какие-то сложности, все недостающее будет приобретаться за рубежом. У компании уже есть подобный опыт и представления о рынке стройматериалов. «Когда мы строили в Ангарске, то привозили только часть своих специалистов. Многие машины и оборудование закупали на месте, кое-что брали в аренду. Принимали на субподряд местные организации», — отметил господин Матович, добавив, что компания предполагает привлечь для выполнения проекта местные строительные организации. «Рынок уже немного изучали, после переговоров можно будет назвать, кого планируем привлечь. Из-за рубежа привозить не всегда выгодно, — поделился он своим опытом. — Работнику нужно жилье, его нужно обеспечить всем необходимым, кормить, получить разрешение на работу, согласовать прибытие с миграционной службой, милицией — все это стоит денег«. Тем не менее ведущих специалистов »Инвест-Импорту« придется привезти с собой, поскольку у них уже есть опыт работы, они знают оборудование, а лишнего времени на обучение просто нет.
Одним из первых шагов «Инвест-Импорта» станет открытие в Искитиме собственного филиала. В дополнение к представительству, открытому в Москве, и подразделениям, уже существующим на территории РФ, будет открыто представительство для стройки, разворачивающейся в Искитиме. Компания объявила, что в ее лице бюджет Новосибирской области получит и нового налогоплательщика. «Закончим этот завод, потом будет что-то другое», — пообещал Владимир Матович, касаясь дальнейших планов работы в Западной Сибири.
«Инвест-Импорт» имеет серьезный опыт работы по проектированию производственных мощностей с учетом специфики России. Сербские специалисты знают действующие ГОСТы. Значительная часть исполнителей проекта владеет как русским, так и немецким языками — это также очень важно, поскольку оборудование для новой линии — немецкого производства. В целом же разработкой генерального проекта новой линии займутся три рабочие группы, которые будут размещены в Москве, Белграде и непосредственно в Искитиме. Владимир Матович отметил, что на момент проведения пресс-конференции в Новосибирск прилетели 11 человек. Другие специалисты начнут прибывать в первых числах февраля. Сейчас идет этап подготовки к проживанию, решается вопрос с размещением людей, арендой офиса. Предполагается, что на будущей строительной площадке будут задействованы до 400 человек, не считая шеф-монтажников, представляющих производителей оборудования.
Строящийся в Искитиме объект, имея высоту 120 м, попадает в разряд уникальных. Часть разрешений на его возведение может быть получена лишь в Москве, причем для этого необходимо присутствие не только генподрядчика, но и представителей заказчика. «Мы эту работу можем сделать только вместе, как одна команда. «Искитимцемент» — заказчик, но без его участия ничего не получится, такова особенность данного объекта», — сказал Владимир Матович. Также он сообщил, что весной, когда начнется строительство, на участке будет организована торжественная закладка первого камня. «Хочется, чтобы «Инвест-Импорт« тоже попал в историю этого прославленного завода», — добавил он.
Для Игоря Барского после решения всех вопросов, связанных с выбором поставщиков оборудования и генподрядчика, реализация проекта переходит из стадии подготовки в стадию реализации. «Текущих вопросов, связанных с получением разрешений, будет предостаточно, это повседневная работа, которая неизбежна, но основные вопросы, касающиеся проектирования и изготовления оборудования, закрыты. Часть оборудования уже готовится к отгрузке, в феврале оно начнет к нам поступать. Проектирование началось, строительство также вот-вот начнется», — сказал он.
В результате реализации одного из крупнейших для Новосибирской области проектов «Искитимцемент» получит производство, отвечающее современному уровню цементной промышленности, обеспечивающее не только значительную экономию топливно-энергетических ресурсов в сравнении с действующей технологией, но и достижение европейских экологических норм. Новая линия начнет работать в первых числах апреля 2010 года, после чего суммарная мощность производства достигнет 2,9 млн тонн цемента в год, а доля группы РАТМ на цементном рынке РФ возрастет с 3% до 5%. Дополнительный объем дефицитного строительного материала, несомненно, послужит толчком к развитию производства железобетонных изделий и увеличению объемов строительства в Сибирском регионе.