Экологи обеспокоены сжиганием старых шин на ОАО «Красносельскстройматериалы»
Экологи обеспокоены использованием старых автомобильных покрышек в качестве топлива на предприятии по производству цемента ОАО «Красносельскстройматериалы» (Волковысского района Гродненской области).
Как сообщил БелаПАН заместитель генерального директора по идеологическим и кадровым вопросам ОАО «Красносельскстройматериалы» Марьян Юровский, в конце 2007 года была произведена реконструкция одной из технологических линий по производству клинкера (полуфабриката цемента). Установка, разработанная немецкими и американскими специалистами, позволяет ежедневно переводить в топливо около 24 тонн автомобильных покрышек: они сжигаются в печах при температуре 1100–1200 градусов. По словам М. Юровского, новая технология позволит экономить от 7 до 7,5 миллионов куб. м газа в год.
В комментарии БелаПАН эколог, член Глобального альянса против сжигания отходов (GAIA) Евгений Лобанов отметил: «У меня эта новость вызывает большую обеспокоенность. Сжигание отходов (в том числе старых шин) — процесс довольно опасный, ведь при этом могут образовываться чрезвычайно токсичные соединения — диоксины». По словам эколога, цементные печи обычно не оборудованы специальными фильтрами для улавливания диоксинов, а действительно эффективные системы очистки стоят очень дорого, их покупка для цементного завода нерентабельна. Е. Лобанов подчеркнул, что статья 29 закона «Об обращении с отходами» запрещает «обезвреживание отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей» (к которым относятся диоксины и фураны).
Между тем, как сообщил БелаПАН начальник специализированной инспекции государственного контроля за обращением отходов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Кузьменков, сжигание старых автомобильных покрышек, которое используется лишь на заводе ОАО «Красносельскстройматериалы», в перспективе планируется внедрить и на Белорусском цементном заводе. По его словам, вредные вещества при сжигании могут выделяться, но «для того и производится реконструкция, чтобы обеспечить выбросы вещества в соответствии с требуемыми экологическими нормами». «Наши службы будут отслеживать выбросы вредных веществ, и если будут выделяться диоксины и фураны, то, естественно, сжигание никто не разрешит», — заверил С. Кузьменков.