Цемент, который до кризиса входил в список экспортируемых товаров Армении, ныне в условиях растущей в регионе конкуренции уступил свои позиции. В интервью, данном газетe «Капитал», генеральный директор ЗАО «Мика-Цемент» Наира Мартиросян отметила, что основным препятствием являются растущие цены на энергоносители:
- Ожидаете ли Вы в долгосрочной перспективе восстановления докризисных объемов строительства в республике?
- В связи с сезонным ростом объемов строительства сегодня ощущается рост продаж. Как правило, он длится с апреля по ноябрь, не считая краткосрочных ситуативных колебаний (например, в связи с дождливым началом летнего сезона в этом году). Если сравнивать с 2010 годом, то объемы производства у нас немного увеличились, продажи находятся примерно на том же уровне. Если сравнивать со спадом строительства в период кризиса, то тогда объемы реализации у нас снизились почти вдвое. Мы пережили очень трудный период, к которому вынуждены были адаптироваться, пересмотрев ряд затрат и сократив, правда незначительно, численность сотрудников.
- Нашлись ли способы оптимизировать производственные расходы?
- Основные расходы, конечно, остались. Затраты на энергоносители на производстве доходят до 60% себестоимости. Поэтому мы стараемся улучшить управление энергозатратами, а в перспективе хотим расширить топливную базу. Газ сам по себе очень удобен, его легче принимать и использовать. Однако тенденция его подорожания постоянна, и никто не может предсказать, как долго может сохраниться нынешняя цена. Вполне вероятно, что мы перейдем на комбинированное использование разных видов топлива – наряду с газом, также каменного угля, возможно дизтоплива и мазута. Правда, применение каменного угля и жидкого топлива связано с дополнительными расходами: уголь требует ощутимых затрат на приемку, складирование и дробление. К тому же технология его использования взрывоопасна. Поэтому работать на угле довольно-таки сложно – но, с учетом цен на газ, может себя оправдать.
- В какой перспективе вы планируете разработать переход на другие виды топлива?
- Проектная документация у нас уже готова. Возможно, мы ее свяжем с общей реконструкцией завода. Финансирование для нее мы нашли позже, чем предполагали, но сегодня уже достигли договоренностей с поставщиками из одной из западноевропейских стран. Они же установят его на заводе. В этом случае мы можем получить под этот заказ льготный кредит. Западный поставщик проведет реконструкцию одной из двух наших вращающихся печей. Ее мы собираемся перевести с мокрого метода обжига клинкера на сухой. Преимущество сухого способа – в меньшей энегроемкости. Правда, мокрым методом мы можем получать клинкер и цемент более высокой марки – соответственно 700-й и 600-й. Но такую продукцию строительный сектор, как правило, использует редко. Основной спрос приходится на цемент 400-й и 500-й марки. Ниже 400-й мы не выпускаем, ориентируясь в первую очередь на качество.
Перевооружение производства затронет и фасовку цемента. В начале сентября мы собираемся задействовать новую упаковочную линию немецкой фирмы «Хавер бекер» по фасовке цемента в 50-килограммовые мешки и однотонные штабели. Инвестиции в проект составят порядка 3 млн. долларов.
- Какой может стать общая ориентировочная стоимость перевооружения производства?
- Если включать сюда реконструкцию обеих печей и остальных производственных узлов, приблизительный объем вложений можно оценить в $50 – 70 млн. Значительную часть здесь могут составить уже упомянутые зарубежные кредиты под оборудование. Банковская система у нас, к сожалению, пока не предлагает сопоставимых по привлекательности условий кредитования.
Что касается оборудования, то в основном его приходится закупать из-за рубежа, особенно крупное. В Армении, к сожалению, в этой отрасли ничего не производится. На местных предприятиях мы покупаем металлические шары и цильпебсы для помола цемента, заказываем резиновые изделия, внутримельничные решетки, но качество пока оставляет желать лучшего. В любом случае, завод у нас не новый и требует постоянного ухода и ремонта. В этих условиях мы не можем полностью перейти на импорт.
- Насколько перевооружение производства может снизить себестоимость?
- По нашим расчетам, в пределах 10-15%. Но, учитывая энергозатратность производства цемента, мы можем снизить себестоимость, скажем, на 5%, а цены на газ поднимутся на 40%. Для большей наглядности: суточный расход газа у нас составляет порядка 300 тыс. кубометров, что составляет примерно 30 млн. драмов. К этому прибавляются и электроэнергия, и железнодорожные тарифы. Сегодня стоимость перевозки тонны цемента от завода до пограничного с Грузией Айрума составляет примерно 30 долларов, а до Поти – в сумме около ста. Руководство компании старается придерживаться стабильной ценовой политики. Тем не менее, с минимальной прибыльностью мы долго работать не можем: нам тоже нужны средства для реконструкции и перевооружения.
- Насколько армянский цемент остается конкурентоспособным на внешних рынках, учитывая рост производства в соседних Грузии и Азербайджане?
- Почти третий год мы ничего не экспортируем. Главная причина – высокая стоимость продукции. Во многом это обусловлено высокими и постоянно растущими ценами на газ. В результате из-за высокой себестоимости мы потеряли наши зарубежные рынки. По качеству наш цемент выше существующих аналогов, но по цене мы уже не конкурируем как с турецким и китайским, так и с российским цементом. В Грузии, которая раньше была одним из наших основных экспортных рынков, теперь производится свой цемент, поступает турецкий и российский: на Черноморском побережье у Новороссийска действует сразу несколько цемзаводов. Одно время грузинские предприятия заказывали у нас большие объемы клинкера для перемолки в цемент на месте. Периодически запросы на клинкер поступают и сейчас: хотя цена его относительно высокая, но цемент из него можно получать марки 400 и выше.
- Есть ли какие-то перспективы закрепиться на рынке Сочи? Едва ли там поставят качество впереди цены...
- Какое-то время мы поставляли туда пробные партии, качеством которых строители остались очень довольны. Но, после роста цен на газ, переговоры дальше не пошли: цены выросли сразу на 40%, потом на 30%. После этого предлагать что-то уже не имело смысла. На Сочи ориентируется сейчас сразу несколько регионов производства цемента, так что конкуренция высока и там. Так или иначе, в нише дорогого, но качественного цемента мы готовы работать и сейчас.