В начале апреля в Республику Беларусь были отправлены первые партии цемента, произведенного на заводе Cemexв латвийском городе Броцены. В Белоруси из-за строительного бума, несмотря на наличие трех собственных заводов, наблюдается дефицит цемента.
В 2006 году в Броцены рядом с существующим началось строительство нового цементного завода, который теперь считается самым современным в Европе. Общая сумма инвестиций мексиканской компании Cemex в латвийскую экономику составила 300 млн. евро. Из них непосредственно на новостройку выделили 275 млн. евро. Еще 7 млн. евро было потрачено на строительство в Лиепайском порту терминала по перевалке цемента мощностью 550 тысяч тонн продукции в год. В конце 2009 года новый Броценский завод выдал первую продукцию.
Первоначально предприятие должно было работать для удовлетворения нужд внутреннего рынка. Однако ситуация поменялась: строительная отрасль находится в глубоком упадке. Потребление цемента в пересчете на одного жителя Латвии снизилось до 100 кг в год. Для сравнения: в Республике Беларусь этот показатель составляет 450 кг, а в странах Западной Европы — 500 кг и более. Поэтому Cemex срочно пришлось искать рынки за пределами нашей проблемной страны. И в настоящее время на экспорт уходит более 80% выпускаемой продукции. Основные рынки сбыта — это соседние страны (Литва, Эстония, Северо-Западный регион России, а также Швеция и Финляндия). В нынешнем году к ним добавилась и Калининградская область России, а также Белоруссия.
Как рассказал директор по стратегическому планированию Cemex Ренарс Гришкевич, три белорусских цементных завода работают на полную мощность, и все равно им не удается полностью удовлетворить внутренний спрос. Ведь в стране реализуются крупномасштабные проекты по жилищному и индустриальному строительству, которым нужны гигантские объемы различных стройматериалов. А с наступлением летнего сезона запросы на поставки цемента возрастут в разы.
"Белорусский рынок довольно специфический, — замечает г-н Гришкевич, — его трудно прогнозировать: сегодня он открыт для импорта, а завтра все может измениться. К тому же он жестко регулируется государственными структурами. Хозяйственная политика там явно ориентирована на поддержку местного производителя. Но у них своего цемента не хватает, поэтому его приходится закупать за границей. А броценский цемент по всем параметрам отвечает самым высоким мировым стандартам. Тем более что мы можем поставлять продукцию всех марок".
Экспортные поставки начались в апреле. От прогнозов, как долго завод будет работать в белорусском направлении, на Cemex пока воздерживаются. Май покажет степень востребованности латвийского цемента в соседней стране. При самом благоприятном раскладе в Белоруссии можно будет продавать до 10% всей продукции латвийского предприятия.
Работу по освоению нового рынка на ООО Cemex начали еще в прошлом году. Предприниматели контактировали с представителями Министерства строительства и архитектуры соседней республики. Благо уже тогда белорусские чиновники прогнозировали, что в стране ожидается дефицит цемента. Тогда же начались переговоры о закупках, и сейчас латвийские бизнесмены работают как с должностными лицами из упомянутого ведомства, так и напрямую с частными компаниями, которые реализуют собственные строительные проекты.
Броценский цемент заблаговременно прошел требуемую сертификацию в соответствии с белорусскими требованиями. В Латвию на производство были приглашены эксперты из Сертификационного центра, которые изучили технологический процесс, взяли пробы, которые протестировали у себя в стране, и в результате дали зеленый свет латвийской продукции. "Процедуры освидетельствования, позволяющие впустить импортную продукцию на внутренний рынок в Республике Беларусь, почти такие же, как и в России", — отметил Ренарс Гришкевич.
Однако для проникновения в российскую Калининградскую область была избрана иная тактика. В прошлом году в Калининграде открылось представительство латвийской компании — дочернее предприятие Cemex Baltic Cement. И уже с начала года в этот регион начались поставки броценского цемента. На этом рынке очень сильная конкуренция со стороны литовских и польских производителей, так как собственного цементного завода в Калининградской области нет. Однако деятельность "дочки" уже начинает приносить плоды: объемы поставок в этот регион медленно, но неуклонно растут. "Нам не привыкать работать в условиях жесткой конкуренции. Везде, где продается цемент из Броцены, нам противостоят сильные местные производители. Но все-таки нам помогает то обстоятельство, что наш завод на данный момент — самый современный в Европе. Это позволяет выпускать продукт с хорошим соотношением цены и качества для всех рынков региона Балтийского моря", — говорит собеседник.
За 2009 год Cemex получило приз от Латвийского агентства инвестиций и развития, второе место в номинации "Самый способный экспортный коммерсант". Призы получать, конечно, приятно. Однако производственники ждут от правительственных структур более серьезной поддержки. "Правительство говорит о том, что приоритетом нашей экономики является ориентация на экспорт, — заявляет Ренарс Гришкевич, — и наше предприятие, которое более 80% продукции продает за рубежом, вправе ожидать принятия каких-то программ по стимулированию экспорта и льгот для себя".
"В соседней Литве введен специальный, пониженный железнодорожный тариф для компаний, которые производят в стране продукцию на экспорт, — продолжает он. — Тем самым стимулируются экспортные возможности местного бизнеса. В Латвии же ничего подобного нет. Но и у нас, как и у литовцев, железная дорога является государственным предприятием. Поэтому Кабинет министров вполне мог бы пойти на соответствующие шаги. Тем более что в стоимости цемента транспортная составляющая довольно значительная, так как это тяжелый продукт".
Собственно, именно для экспорта (преимущественно в страны Скандинавии) и был построен терминал в Лиепайском порту. Но расстояние от Броцены до Лиепаи составляет более 100 км. Льготы по железнодорожным тарифам могли бы повысить конкурентоспособность латвийского цемента на шведском или финском рынке. Другая проблема — акцизный налог на газ, введение которого отложено до 1 июля 2010 года: он способен только повысить себестоимость выпускаемой продукции и тем самым осложнить ее продвижение на зарубежные рынки. В результате приходится выкручиваться, благо завод может работать на всех видах альтернативного топлива. И с учетом непредсказуемости цен и предстоящего введения акцизного налога потребление голубого топлива уже сокращено до минимума.
Сейчас в печах сжигается преимущественно петрококс (так называется нефтяной кокс, получаемый в результате переработки вторичных источников нефти — например, нефтяных песков), используется и каменный уголь. Однако в ближайших планах предприятия — полный переход на возобновляемые ресурсы, к примеру, деревянную щепу. Она считается в Евросоюзе самым перспективным видом топлива из-за того, что не выбрасывает в атмосферу газ СО2, вызывающий парниковый эффект. В этом случае компания, как утверждает Р. Гришкевич, решит проблему квот на выброс углекислого газа.