С докладами выступили Кужель Анатолий Леонидович, заместитель начальника Центральной дирекции управления движением – начальник управления движения ОАО «РЖД»; Назаров Денис Юрьевич, директор по закупкам и логистике «Евроцемента»; Мишанихин Кирилл Олегович, генеральный директор Первой маршрутной вагонной компании; Матягин Владимир Васильевич, президент ассоциации «Грузавтотранс»; Семенкин Денис Леонидович, заместитель председателя А ОЖдПС; Слободяник Александр Юрьевич, руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ; Ходеев Андрей Владимирович, директор по логистике и развитию продаж Basalt AG; Высоцкий Евгений Владимирович, исполнительный директор консалтинговой компании «СМПРО», и Гуляева Ольга Сергеевна, управляющий партнер Legal 1520.
В целом по итогам апреля погрузка на сеть РЖД достигла отметки в 102,4 млн т, что на 4,9% меньше, чем в апреле 2021 года. При этом ключевые изменения – в экспортном направлении. В апреле погрузка грузов, направляемых на экспорт, снизилась на 15%, если сравнивать с аналогичным периодом 2021-го. Снизился, в частности, экспорт угля, черных металлов и удобрений.
Зафиксировано сокращение объемов перевозки экспортных грузов через основные порты и погранпереходы. В апреле было перевезено 35,1 млн т, снижение достигло показателя в 4,4% относительно 2021 года. Между тем погрузка строительных грузов на железнодорожную сеть в апреле 2022-го достигла 11,3 млн т, что на 4,6% больше, чем годом ранее. Е. Высоцкий отмечает, что наибольший рост показал щебень: с начала года по 10 мая погрузка данной номенклатуры на сеть РЖД увеличилась на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отгрузки щебня в направлении Дальнего Востока увеличились почти в 2,4 раза, в 2 раза – в направлении Северо-Кавказского федерального округа, в Северо-Западном направлении сейчас уходит на 54% больше щебня, чем в аналогичный период прошлого года.
Однако динамика отгрузки цемента железнодорожным транспортом на российский рынок за тот же период отрицательная, причем снижается она восьмую декаду подряд. За первую декаду мая показатель стал равен -18%, если сравнивать его с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты объясняют это осторожностью застройщиков, которые сейчас только завершают строительные проекты, но новые не начинают. При этом, по словам Д. Семенкина, на рынке спрос на цементовозы остается стабильным. И он не меняется в последние два года.
«Сразу оговорюсь, цементовозы покупают зачастую производители цемента, а не операторы. Видимо, заводы руководствуются вопросами транспортной безопасности», – подчеркивает Д. Семенкин.
Если верить статистике перевозимого объема цемента, которую предоставила А ОЖдПС, то массового ухода цемента с железнодорожной сети на другие виды транспорта, равно как и переключения с других видов транспорта, нет. За последние семь лет динамика коэффициента перевозимости почти не изменилась. Однако статистика от «СМПРО» показывает изменение структуры отгрузки цемента: в I квартале текущего года доля отгрузки на автотранспорт увеличилась с 50,3 до 56,4%. «Такая тенденция объясняется ростом стоимости доставки железнодорожным транспортом. Рост железнодорожных тарифов в I квартале 2022 года составил 6,8%», – объясняет Е. Высоцкий.