Астраханский транспортный узел вследствие географического положения может стать центральным логистическим узлом для перевалки значимых товаров российского экспорта и в перспективе финансово-промышленным центром российского Каспия в рамках развития международного транспортного коридора Север-Юг. Об этом сообщил ТАСС в воскресенье научный сотрудник Института экономики РАН, член научно-технического совета АНО «Афанасий Никитин» Александр Караваев.
«Благодаря своему расположению в устье и на побережье Каспия, Астраханский транспортный узел может стать центральным логистическим узлом для строительных материалов, металлургии, поставок цемента, удобрений, пиломатериалов, угля и других значимых товаров для российского экспорта. Соответственно, нужно наращивать инвестиции в складские мощности, подъездные пути, предприятия сферы транспортных и логистических услуг. Регион постепенно становится самостоятельным игроком во внешнеэкономической деятельности России на южном направлении. Нужно предложить инвесторам в области ряд ключевых проектов предприятий для обслуживания торговых маршрутов МТК Север-Юг», - сказал Караваев, уточнив, что Астрахань имеет все возможности реализовать себя финансово-промышленным центром российского Каспия.
Для этого, по словам эксперта, необходимо запускать отдельные точки роста, связанные с развитием судостроения для регионов России и стран Каспия, в том числе с перспективой создания новых особых экономических зон с участием стран Каспийского бассейна.
«Наличие ОЭЗ «Лотос» и в перспективе ОЭЗ на грузовом терминале Кутум [терминально-складской комплекс РЖД] может привлечь капиталы в те отрасли, которые требуют максимальное вовлечение в межрегиональную кооперацию, что относится к большинству сфер промышленности. Прямо сейчас можно воспользоваться инициативой Минэкономразвития России и создать ассоциацию СЭЗ Каспия, возглавив этот процесс. Возможно, будут перспективы у завода по ремонту и сборке новых контейнеров, включая рефрижераторные установки, учитывая их дефицит в России и на каспийских маршрутах», - сообщил Караваев, уточнив, что по данным астраханских властей, контейнерные перевозки через порты региона выросли в пять раз за последние три месяца.По его словам, в судостроении основной акцент необходимо сделать на строительстве химовозов и танкеров, учитывая, что Россия заключила соглашения на транзит в Иран 5 млн тонн нефти, а также на выполнении заказов от Туркмении и Азербайджана. «Эти страны обладают собственным судостроением и ремонтом, но амбициозные программы превышают их мощности. Если Азербайджан способен строить максимум шесть судов в год, астраханский кластер - около 14» , - добавил эксперт.
Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора Север-Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Позже состав участников расширился до 14. Цель проекта - привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу (в сравнении с морским маршрутом через Суэцкий канал расстояние сокращается более чем в два раза, что снижает сроки и стоимость перевозок). Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Индия вложила в него около $2,1 млрд, часть из них - в строительство транспортной инфраструктуры в Иране.
Ранее в Министерстве экономического развития России заявили, что ожидают рост грузооборота по международному транспортному коридору Север-Юг к 2030 году до 25 млн тонн.