Президент обозначил несколько факторов, которые тормозят процесс строительства, реконструкции и ремонта дорог. Ключевой проблемой остается неадекватное соотношение цены и качества дорожных работ. Даже новые трассы не соответствуют стандартам: быстро изнашиваются и не выдерживают современных транспортных нагрузок. Другой вопрос - необоснованный рост цен на инертные дорожные материалы - гравий, песок, щебень. «Спекуляцию нужно исключить», - поручил губернаторам президент.
Представители регионов на заседании вышли с рядом инициатив к главе государства. Так, глава Татарстана Рустам Минниханов, возглавляющий рабочую группу по данной проблематике, предложил направить в регионы часть средств, собранных за проезд большегрузного транспорта. В будущем он предлагает рассмотреть возможность обложения пошлиной и грузовиков начиная с веса в 3,5 тонны. «Предлагаю добавить 1 рубль на все виды ГСМ. Пусть это будут целевые деньги, которые пойдут в региональные дорожные фонды», - предложил глава Татарстана. Николай Меркушкин поддержал эту инициативу. «Это одно из ключевых предложений рабочей группы. Эта мера позволит добавить около 100 млрд рублей на строительство дорог, которые будут переданы напрямую регионам. Эти деньги позволят в более усиленном режиме двигаться в решении проблем российских дорог», - объяснил глава самарского региона.
Участники совещания обсудили ключевую для субъектов РФ проблему - уменьшение объемов региональных дорожных фондов. Снижение акцизов на нефтепродукты привело к тому, что субъекты РФ недополучат 91 млрд рублей. Минфин РФ предусмотрел такую сумму на компенсацию выпадающих доходов, но эти средства все равно не покроют всей разницы между плановыми показателями и реальными сборами.
Выступая на заседании, Николай Меркушкин отметил, что недостаток сборов уменьшит не только объемы строительства. «Из-за снижения акцизных сборов на бензин 5-го класса многие субъекты не дотянули до прогнозных объемов фондов. Самарская область потеряла на этом около 1,5 млрд рублей. Дорожные фонды не растут, а уменьшаются», - отметил губернатор и объяснил, что этот факт создает препятствие для выполнения еще одного поручения президента Владимира Путина - привлечения бизнес-структур к строительству дорог.
«У Самарской области есть соглашение с Газпромбанком по строительству нескольких крупных дорожных объектов в рамках государственно-частного партнерства. Но когда наши дорожные фонды уменьшаются, такое сотрудничество ставится под угрозу. Ведь у наших партнеров возникают вопросы - как мы будем выплачивать им деньги, если их становится все меньше», - обозначил проблему глава региона. Отметим, что при строительстве дорог на условиях ГЧП именно наполняемость дорожного фонда является фактором, определяющим стабильное выполнение обязательств. Для Самарской области этот вопрос актуален при строительстве магистрали «Центральная» и моста через Волгу в районе Климовки.
Укрупнение как временная мера
Руководители субъектов РФ также обсудили вопрос укрупнения дорожных фондов. Для этого рабочая группа рекомендует перевести их с уровня поселений на уровень сельских районов. В Самарской области о таком выходе из ситуации говорят давно. Глава Красноярского района Владимир Моглячев считает, что если бы денег в поселковых фондах было достаточно, то лучше было бы их оставить на местном уровне. «Но ведь объемы финансирования совсем маленькие. Такие, что зачастую сложно найти подрядчика на дорожные работы, - поясняет Моглячев. - Поселение, к примеру, объявляет торги на 600 тысяч рублей. И ради ста метров дороги компании нужно пригнать и грейдер, и асфальтоукладчик и другую технику. Такое распыление неэффективно. А за счет муниципального дорожного фонда у нас получится в год оснащать дорогами по три поселения».
Другие технологии
На заседании Николай Меркушкин поднял вопрос более широкого использования бетонных смесей для дорожного строительства. Бетонные дороги более долговечны и при небольших транспортных расходах по цене вполне сопоставимы с асфальтовым покрытием.
К примеру, в Самарской области реконструкция Жигулевского цементного завода и строительство линии сухого способа производства цемента позволят более широко использовать эту технологию. «Такие дороги будут служить в два раза дольше», - объяснил Николай Меркушкин. А в качестве успешного примера внедрения этой технологии глава региона привел Германию.
«Во всяком случае, нужно разбюрократизировать принятие решений по этому вопросу. И там, где это экономически целесообразно, действительно перейти к цементобетону», - поддержал предложение Николая Меркушкина Владимир Путин. То, что использование цементобетона в дорожном строительстве значительно увеличивает срок эксплуатации дорог, подтверждают и эксперты. Директор ООО «Амонд» Александр Ишутин рассказал, что и в Канаде дороги лежат на бетоне. «В основании — монолитный армированный цементобетон. Это совсем другое качество дороги. Климатическая зона та же, что и в России, но ресурс у дороги - 50 лет против наших 25. Наши дороги лежат на грунте, песке и щебне. Они начинают трескаться от того, что нижние слои деформируются от морозов. А когда асфальт лежит на армированном бетоне, его ничто не тревожит. Чем крепче нижний подстилающий слой, тем дольше прослужит дорога. Николай Иванович Меркушкин совершенно прав, говоря о том, что такая дорога будет в два раза качественнее», - сказал он.
Привлечь собственников сетей
Участникам Госсовета президент поручил взять на контроль еще одну тему, поднятую Николаем Меркушкиным в ходе заседания. Губернатор предложил более активно задействовать собственников сетей в модернизации коммуникаций при ремонте городских дорог. «При переустройстве городских дорог до 20% от стоимости работ составляет модернизация ЖКХ и газовых сетей. Есть собственники, которым практически бесплатно достались сети 70-летней давности. За свой счет они не хотят проводить их реконструкцию и ждут, когда власти начинают ремонтировать дороги и будут обязаны переложить и сети», - привел пример глава Самарской области.
По закону в дорожном строительстве все переносы сетей осуществляются за счет средств заказчика, то есть государства. По мнению руководителя области, это приводит к нерациональному использованию региональных дорожных фондов. Поэтому целесообразно разработать механизм компенсации собственником сетей средств, затраченных на переустройство и модернизацию сетей в ходе дорожного строительства.
Гендиректор ПРО ООО «АВТ-Дорстрой» Натик Джабраилов объяснил «ВК», что владельцы сетей предоставляют дорожникам техтребования, в соответствии с которыми необходимо проводить перекладку сетей. «Зачастую их чертежи не соответствуют действительности — приходишь переносить сеть, а там оказывается совсем не то, что имеется в бумагах. При этом старую трубу или кабель укладывать не будут, все заменяется на новое. Выходит, за госсчет частные компании получают целые участки новых инженерных коммуникаций. Я полностью согласен с губернатором — владельцы сетей должны финансово участвовать в модернизации своего имущества, это приведет к удешевлению строительства дорог, и это будет более справедливо, - резюмирует эксперт и добавляет: - Если из стоимости любого капремонта дороги вычесть то, что заказчик тратит на выкуп земель и перенос сетей, цена за километр дороги получится сопоставимой или даже дешевле, чем в Европе».