Отгрузка и доставка продукции цементных заводов компании «Смиком»

Д.Ю. Назаров, директор департамента логистика и снабжение,
компания  «Смиком», Россия  

РЕФЕРАТ. Приведены сведения об основных рынках сбыта, отгрузке и доставке потребителям продукции цементных предприятий компании «Смиком». Продукция Серебрянского цементного завода поставляется навалом и в основном перевозится в автомашинах. На заводе «Ачинский Цемент» около 25 % выпускаемого цемента фасуют в мешки и биг-бэги, бóльшую часть продукции отправляют по железной дороге и широко используют при этом собственный вагонный парк. Различие преобладающих способов перевозки обусловлено разным расстоянием, которое в среднем составляет 230 км для Серебрянского цементного завода и более 700 км — для «Ачинского Цемента».

Ключевые слова: отгрузка, поставка, транспортировка, цемент навалом, цемент в упаковке.
Keywords: shipment, delivery, transportation, bulk cement, packed cement.

Компания «Смиком»

«Смиком» входит в число ведущих российских производителей строительных материалов и изделий. Компания объединяет предприятия, выпускающие широкий спектр продукции — ​от нерудных материа­лов до средств отделки, и по ассортименту являет­ся одним из крупнейших производителей стройматериалов в России. Холдинг ведет свою историю с 2006 года.

Предприятия компании расположены в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном и Сибирском федеральных округах. Продукция также поставляется на территорию других федеральных округов и используется на строительных площадках более 50 регионов России. Доля «Смикома» на рынке цемента в Центральном федеральном округе составляет 10 %, в Сибирском — ​12 %, на рынке газобетона на юге России — ​около 20 %, на рынке извести в центральной части страны — ​8 %.

Мощности компании по производству цемента составляют 3,2 млн т. Цементные заводы «Смиком» находятся в европейской час­ти страны (Серебрянский цемент­ный завод, Рязанская область) и в Сибири («Ачинский Цемент», Красноярский край). В 2019 году они отгрузили потребителям свыше 2,5 млн т этой продукции (1,8 млн т и более 0,75 млн т соответственно).

Расположением предприятий обусловлен разный подход к логистике: концентрация населения и городов в западной и восточной частях России неодинакова, а расстояния от производителей до потребителей зачас­тую различаются в несколько раз.

География поставок

Серебрянский ЦЗ поставляет свой цемент в основном в ​Москву, Московскую, Рязанскую, Тульскую, Владимирскую и Липецкую области. По железной дороге продукция отгружается также в Крас­нодарский край, на завод группы «Смиком» по производству газобетона — ​«Главстрой Усть-Лабинск».

«Ачинский Цемент» поставляет продукцию потребителям Сибирского федерального округа (основные регионы сбыта — ​Крас­ноярский край, Иркутская, Новосибирская, Томская области, Алтайский край, Хакасия), а также за его пределы — ​в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (Уральский федеральный округ), Республику Саха — ​Якутия и Амурскую область (Дальневосточный федеральный округ).
Средняя дальность транспортировки цемента с Серебрянского завода — ​около 230 км, с «Ачинского Цемента» — ​более 700 км, при этом часть продукции поставляется с него на расстояние до 3,0—3,5 тыс. км.

Отгрузка цемента

На Серебрянском заводе продукция отгружается только навалом. Изначально на предприятии было 3 цементных силоса вместимостью по 10 000 т каждый и соответственно 3 точки отгрузки в автотранс­порт. Для расширения продуктовой линейки в 2019 году дополнительно построен 1 силос вмес­тимостью 3000 т, проектирование и строи­тельство которого заняли меньше года. Каждый из 4 узлов отгрузки в автомашины производительностью 200 т/ч оборудован собственными весами коммерческого учета (рис. 1).

20190710_091600.jpg
Рис. 1. Цементные силосы и узел отгрузки продукции в автоцементовозы на Серебрянском цементном заводе

Для отгрузки в железнодорожные вагоны (рис. 2) установлены 5 силосов. Возможна одновременная погрузка 5 вагонов, производительность отгрузки — ​5 вагонов за 40 мин.

3600-IMG_2770.JPG
Рис. 2. Узел отгрузки продукции в железнодорожные вагоны на Серебрянском цементном заводе

На «Ачинском Цементе» для хранения цемента используются 16 силосов по 3800 т каждый. Цемент отгружается навалом, в мягких контейнерах (МКР) по 1 т (рис. 3) и в мешках по 50 кг. Для отгрузки продукции навалом в автомашины используется один узел производительностью 120 т/ч. Возможна одновременная загрузка 2 машин. В железнодорожные вагоны цемент отгружается навалом из 2 бункеров. Производительность этого узла — ​2 вагона в час. Продукция в МКР и мешках отгружается и в вагоны, и в автотранспорт. Возможна отгрузка до 900 т/сут цемента в МКР и в таком же объеме — ​в мешках.

Achinskiy cement big bag (1).jpg
Рис. 3. Отгрузка цемента в биг-бэгах в железнодорожные вагоны на заводе «Ачинский Цемент»

В 2018 году на «Ачинском Цементе» был построен еще один комплекс упаковки и погрузки и установлено дополнительное оборудование для фасовки цемента в МКР и клапанные мешки. Это позволило заводу увеличить мощности по упаковке в МКР и мешки: теперь они составляют по 30 тыс. т в месяц для каждого из этих видов тары. Кроме того, ассортимент упакованной продукции пополнен высокомарочным цементом ПЦ 500-Д0 и ЦЕМ I 42,5 в мешках.

В настоящее время цемент фасуется в мешки на карусельной трехштуцерной машине. Линия фасовки паспортной производительностью 1000 т/сут оборудована роботом для укладки мешков на палеты и палетообмотчиком. Фасовка в МКР осуществляется на двух автоматизированных линиях паспорт­ной производительностью по 1000 т/сут, на каждой из которых можно одновременно заполнять 3 МКР.
Доля расфасованного цемента в общем объе­ме его производства — ​около 25 %. Примерно треть этой продукции тарирует­ся в мешки по 50 кг, остальная часть — ​в МКР.

На обоих заводах цемент подается к силосам и отгружается навалом только пневмотранспортом. 

Транспорт и терминалы

«Ачинский Цемент» располагает собственным парком вагонов для отгрузки готовой продукции. В его состав входят 500 вагонов-хопперов (рис. 4) и 150 полувагонов, которые также перевозят сырье. Кроме того, имеются грузовые автомобили, перевозящие готовую продукцию, — 3 фирменных автоцементовоза (см. рис. 4) и 1 шторный полуприцеп для доставки тарированного цемента. На сегодняшний день предприятие не планирует расширять собственный авто- и вагонный парк. Для компании «Смиком» его наличие — ​это в первую очередь обеспечение транспортной безопасности, контроль цепочки поставки до дверей клиента, а также прогнозируемые и не зависящие от волатильности рынка затраты на перевозки.

IMG_7844-1.jpg
Рис. 4. Фирменный автоцементовоз и вагон-хоппер на заводе «Ачинский Цемент»

Серебрянский завод использует привлеченные транспортные средства, однако не исключается возможность организации на предприятии их собственного парка для доставки готовой продукции.

С точки зрения тарифов автомобили эффективны и более конкурентоспособны при перевозках цемента, если «плечо» не превышает 300—350 км. По этой причине именно этот вид транспорта в основном исполь­зует при поставках продукции Серебрянский завод — ​в зоне досягаемости оказывается весь Московский макрорегион с максимальными объемами потребления цемента в России. Кроме того, в последние годы из Москвы выводили железнодорожное грузовое движение, в связи с чем в городе и области существенно сократилось число клиентов, которым цемент доставляется по железной дороге. Помимо прочего, такой способ традиционно менее удобен клиентам с точки зрения сроков доставки, более сложного взаимодействия с перевозчиком и документооборота, стоимости содержания большего объема инфраструктуры.

В Сибири, с ее масштабами, у магис­трального железнодорожного транспорта практически нет конкуренции — ​поэтому бо­лее 75 % готовой продукции Ачинского завода отправляется клиентам в железнодорожных вагонах. Отметим, что в Сибирском регионе автотранспорт зачастую тоже интегрирован в цепи поставок цемента, но обыч­но в виде транспорта «последней мили», когда основной объем цемента доставляется по железной дороге в адрес перевалочных терминалов, расположенных в крупных городах, и развозится с них автотранспортом большому числу средних и мелких потребителей с расстоянием доставки 20—30 км. Этим об условлен интерес крупных производителей, и в частности, компании «Смиком», к созданию сети таких терминалов в крупных центрах потребления в Сибирском федеральном округе в ближайшие годы. В настоящее время у компании есть терминал в Красноярске с 4 силосами по 350 т, позволяющий переваливать до 50 тыс.—60 тыс. т цемента в год. Разрабатываются проекты строительства цементных терминалов перевалочной мощностью 100—200 тыс. т в год в других городах Сибири.

Серебрянский завод не нуждается в подобной инфраструктуре, так как целевой рынок потребления находится в пределах доступности автотранспорта.

Водный транспорт задействован при перевозке продукции «Ачинского Цемента» в адрес ГМК «Норильский никель»: около 100 тыс. т клинкера ежегодно доставляется по железной дороге в речные порты Енисейского пароходства и далее транспортируется сухогрузами до порта Дудинка.
Часть цемента, выпущенного на обоих заводах, как и часть других строительных материалов производства «Смиком», отгружается сбытовым компаниям: торговым сетям с широкой номенклатурой продукции и организациям, специализирующимся на продаже базовых строительных материа­лов (щебня, песка, цемента и др.). Подобные компании в большинстве случаев владеют мощностями по перевалке цемента, автоцементовозами, растворобетонными узлами. Сотрудничество с ними позво­ляет «Ачинскому Цементу» и Серебрянскому цемент­ному заводу «дотянуться» до потребителей в удаленных городах.

Назаров, Д.Ю. Отгрузка и доставка продукции цементных заводов компании «Смиком»  // Цемент и его применение. — 2020. — №3. — С. 44-45
Автор: Д.Ю. Назаров

Поделиться:  
Заказать этот номер журнала «Цемент и его применение» или подписаться с любого месяца можно по ссылке
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.