Стабилизация грунтовых оснований дорог фторангидритовой композицией
РЕФЕРАТ. Стабилизированный грунт играет важную роль в формировании физических и механических свойств дорожного покрытия. Качество грунта, его состав и свойства могут существенно влиять на прочность, долговечность и устойчивость дорожных оснований. В настоящей статье представлены результаты исследования свойств грунтов, усиленных с использованием отхода производства плавиковой кислоты — фторангидрита, активированного фосфатом натрия. Оптимизирован состав смеси для обеспечения требуемых механических характеристик материала, изучены физико-механические и физико-химические свойства полученного композиционного материала, а также исследована его микроструктура для оценки влияния отдельных компонентов смеси на формирование структуры матрицы.
Ключевые слова: фторангидрит, усиление грунтов, стабилизация, ИК‑спектроскопия, дифференциально-термический анализ, микроструктура
Keywords: fluoroanhydrite, subsoils strengthening, stabilization, IR spectroscopy, differential thermal analysis, microstructure.
1. Введение
Стабилизация грунта играет важную роль в дорожном строительстве. Грунт — основа дороги, и его устойчивостью определяются прочность и долговечность конструкции. Однако часто бывает, что у грунта недостаточная несущая способность или нестабильная структура. Это может привести к нарушению целостности дорожного покрытия, его осадке и деформации. Под действием нагрузок грунт может сжиматься и уплотняться, что может повлечь изменение высоты дорожного покрытия и снижение его несущей способности. Кроме того, грунт может подвергаться различным воздействиям, таким как повышенная и пониженная влажность, знакопеременные нагрузки, что также влияет на эксплуатационные характеристики покрытия. Поэтому стабилизация грунта — неотъемлемая часть процессов строительства и реконструкции дорог. Она позволяет:
⋅ улучшить свойства грунта: не все его типы обеспечивают прочность и устойчивость дорожного покрытия. Некоторые грунты сильно деформируются под нагрузкой или слишком неоднородны, что может привести к провалам и продавливанию дорожного покрытия или его скольжению по грунту;
⋅ повысить несущую способность: в ходе эксплуатации дорога подвергается значительным нагрузкам от транспортных средств. Грунт под дорожным покрытием при недостаточной прочности может деформироваться или разрушиться под воздействием нагрузки. Его стабилизация грунта позволяет повысить нагрузочную способность, что, в свою очередь, увеличивает долговечность дорожного покрытия и снижает необходимость его ремонта и реконструкции;
⋅ существенно снизить затраты на строительство и эксплуатацию дороги, так как благодаря стабилизации можно использовать имеющийся грунт с минимальными изменениями и затратами, перемешав его с добавками и затем уплотнив катками. Кроме того, стабилизация грунта может значительно сократить объем и сроки проведения строительных работ, исключая необходимость выемки слабых грунтов и их замены, например, песчаными подушками.
Различные методы стабилизации позволяют повысить прочность, устойчивость и долговечность грунта, чем обеспечиваются надежность и безопасность дорожных покрытий. К таким методам можно отнести объемное армирование грунта основания, заключающееся в упрочнении слабонесущих грунтов путем смешивания их при помощи экскаватора с навесным смесителем или ресайклера [1] с органическими и неорганическими вяжущими [2], например, портландцементом, известью, нерудными материалами, высококальциевыми золами [3] и др. Кроме того, можно применять механическое уплотнение грунта, циклы смачивания и сушки [4], геосинтетическую [5] или электрическую стабилизацию грунтов [6], биополимерную обработку почвы и др.
Сегодня наиболее распространенный метод укрепления грунтов — применение специальных добавок, которые улучшают свойства грунта, такие как прочность, устойчивость к воздействиям окружающей среды, водоотводные свойства. Приоритет в последние годы приобретают ресурсо- и энергосберегающие технологии.
В связи с этим цель исследования — изучить возможность использования фторангидрита, являющегося промышленным отходом производства [7—9], в качестве вяжущего, что позволило бы уменьшить расходы на строительство, а также снизить неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
К задачам исследования относятся подбор составов смеси, определение физико-механических и физико-химических свойств полученного композита, а также исследование его микроструктуры для оценки влияния отдельных компонентов смеси на формирование структуры матрицы.
2. Материалы и методы исследования
В исследованиях использован фторангидрит — отход производства плавиковой кислоты на предприятии АО «ГалоПолимер» (г. Пермь), соответствующий ТУ 5744-132-05807960—98.
Химический состав фторангидрита, %: СаО — 35,0—36,5; SO3 — не менее 45; CaF2 — 2,2—5,0; SiO2 — 2,6—3,4; Аl2О3 — 0,5—0,7; Fe2O3 — 0,2—0,95.
В качестве грунта использовался суглинок влажностью 15,5 %, отобранный для испытания с опытного участка, где планируется использовать фторангидрит в качестве вяжущего для стабилизации грунта. На этом участке намечено расположить площадку для хранения гравия и щебня площадью 50 тыс. м2.
Механические показатели материалов на основе твердеющего фторангидрита обусловлены физико-химическими процессами, происходящими при гидратации безводного сульфата кальция. Чтобы активировать эти процессы, в состав композиций вводили фосфат натрия Na3PO4 — смеси затворяли его 3 %-ным раствором, для приготовления которого использовали воду, соответствующую требованиям ГОСТ 23732—2011 «Вода для бетонов и строительных растворов».
Испытания образцов были проведены на прессе серии ПГМ‑100МГ4 в соответствии с ГОСТами 8462—85 и 23789—79.
Дифференциально-сканирующую калориметрию (ДСК) и термогравиметрический анализ (ТГА) выполняли на дериватографе TGA/ DSC 1 Starsystem производства MettlerToledo при нагреве от 60 до 1100 °C со скоростью 30 °C/мин.
Минеральный состав материалов и композиций определяли методом рентгенофазового анализа на дифрактометре ДРОН‑3. В качестве катода рентгеновской трубки использовали кобальт. В последующем данные обрабатывали вручную с использованием графического редактора «Grapher» (версия 2.04).
ИК‑спектральный анализ проводился на спектрометре IRAffinity‑1 производства Shimadzu в области волновых чисел 400—4000 см–1.
Исследования микроструктуры выполнялись на сканирующем электронном микроскопе Thermo Fisher Scientific Quattro S с приставкой энергодисперсионной рентгеновской спектроскопии EDAX Octane Elect Plus EDS System в Центре коллективного пользования «Поверхность и новые материалы» при УдмФИЦ УрО РАН.
Рентгенофазовый анализ фторангидрита показал, что в его составе преобладает растворимый ангидрит γ-CaSO4 (рис. 1). На рентгенограмме присутствуют отражения, соответствующие γ-CaSO4 (dα = 3,50; 2,85; 2,33; 2,21; 1,87 Å), слабые отражения двуводного гипса CaSO4 · 2H2O (dα = 7,55; 4,26; 2,85 Å), низкотемпературного кварца SiO2 (dα = 3,35 Å), кальцита CaCO3 (dα = 3,03 Å).
Рис. 1. Дифрактограмма фторангидрита
Минеральный состав суглинка, использованного для приготовления композиции, также установлен по данным рентгенографии (рис. 2). Присутствуют сильные отражения кварца (dα = 4,25; 3,35; 2,46; 1,82 Å), что указывает на преобладание этого минерала. Имеются линии отражения, соответствующие каолиниту (dα = 7,08; 4,25; 3,18; 2,55; 1,98 Å). Установлено наличие гидрослюды (вермикулита) с сильной линией отражения (dα = 14,20 Å).
Рис. 2. Дифрактограмма суглинка
3. Результаты и обсуждение
Чтобы определить оптимальное соотношение грунта и вяжущего, были изготовлены методом полусухого прессования на гидравлическом прессе под давлением 20 МПа образцы-кубы с длиной ребра 100 мм (рис. 3). Для изготовления образцов использовали металлические формы такого же размера.
Рис. 3. Образцы-кубы с длиной ребра 100 мм, сформованные при соотношении масс фторангидрита и суглинка, равном 40 : 60
Результаты испытаний образцов на прочность в возрасте 5 и 28 сут приведены в табл. 1.
При затворении водой фторангидрита (без грунта) обеспечивается прочность на сжатие образца до 30,7 МПа в возрасте 28 сут. Активация фторангидрита фосфатом натрия позволяет повысить прочность затвердевшего материала до 40,2 МПа.
В результате испытаний выбраны три композиции (табл. 2), которые могут использоваться в качестве основания дорог [10, см. табл. 5.7, с. 133].
Физико-химические исследования структуры и свойств композиции 6 проводили в возрасте 4 мес.
Дифференциально-термический и термогравиметрический анализ образцов (рис. 4) позволил выявить следующие термические эффекты:
⋅ эндотермический пик с максимумом при 183,5 °C, связанный с дегидратацией двуводного гипса и гидросиликатных образований, в частности гидроалюмосиликатов кальция. Потери массы образца в температурном интервале 100—350 °C равны 5,6 %;
⋅ слабый экзотермический эффект при температуре 409 °C, связанный с перестройкой кристаллической решетки сульфата кальция с образованием нерастворимого ангидрита;
⋅ эндотермический эффект при температуре 575 °C, обусловленный полиморфным превращением диоксида кремния;
⋅ эндотермический эффект с пиком при температуре 775 °C, связанный с дегидратацией гидросиликатов кальция и гидроалюмосиликатов калия, а также с декарбонизацией карбоната кальция. Потеря массы образцов составила 1,8 %;
⋅ эндотермический эффект при температуре 960,5 °C, который, возможно, связан с разрушением кристаллической решетки минералов.
Рис. 4. Результаты дифференциально-термического и термогравиметрического анализов образца 6
Рентгенофазовый анализ композиции (рис. 5) показал наличие ангидрита (dα = 3,50; 2,85; 2,08 Å). За счет его активации фосфатом натрия образовался двуводный сульфат кальция (dα = 7,55; 4,27; 3,79; 2,68; 2,11; 2,08 Å). Присутствуют линии отражения, соответствующие кварцу (dα = 3,34 Å), карбонату кальция (dα = 3,88; 3,06; 2,08; 1,87 Å), каолиниту Al2O3 · 2SiO2 · 2H2O (dα = 3,50; 2,50; 2,32; 1,49 Å) и эттрингиту 3CaO · Al2O3 · 3CaSO4 · 32H2O (dα= 9,64; 5,61; 4,69; 3,88; 2,77; 2,21 Å) [11].
Рис. 5. Дифрактограмма образца 6
ИК‑спектральный анализ (рис. 6) подтвердил наличие в составе композиции двуводного гипса (полосы поглощения 580,87; 1145,72; 1118,71; 1622,13; 3404,36 и 3545,18 см–1), ангидрита (1145,72; 611,43; 1400 см–1), эттрингита (1118,71 см–1, в области 1675 см–1, 3404,36см–1); присутствуют также полосы поглощения 1429,25 см–1 и около 874 см–1, соответствующие карбонату кальция.
Рис. 6. ИК‑спектр композиции 6
При исследовании микроструктуры образца 6 отмечена высокая плотность композиции (рис. 7, а, б), обеспечиваемая гидратацией фторангидрита и формированием новообразований на основе кристаллов двуводного гипса призматической (рис. 7, б) и игольчатой структуры (рис. 8, а).
Рис. 7. Общий вид композиции 6 (а) и призматические кристаллы на основе двуводного гипса, образовавшиеся между частицами суглинка (б)
Рис. 8. Кристаллогидраты двуводного гипса игольчатой структуры (а) и уплотнение гипсовых кристаллов 1 новообразованиями 2 при взаимодействии с минералами суглинка в композиции 6
При этом отмечено взаимодействие гипсовой матрицы с минералами суглинка, которые формируют в структуре композиции гидросульфоалюминаты кальция, дополнительно уплотняющие композицию (рис. 9, а, б) и придающие ей повышенную водостойкость.
Рис. 9. Гидросульфоалюминаты кальция, сформировавшиеся в контактной зоне между кристаллами гипса и глинистыми минералами (а), и фрагмент контактной зоны (б) в композиции 6
Результаты энергодисперсионного анализа (рис. 10) согласуются с данными о формировании гидросульфоалюминатов кальция в контактной зоне между минералами суглинка и фторангидритом: видно, что в этой зоне присутствуют кальций, сера, алюминий и кислород, входящие в состав гидросульфоалюмината кальция (эттрингита 3CaO · Al2O3 · 3CaSO4 · 32H2O).
Рис. 10. Результаты энергодисперсионного анализа новообразований в контактной зоне между фторангидритом и частицами суглинка в композиции 6
Таким образом, на основании проведенных физико-химических исследований композиции 6 можно утверждать, что ее физико-механические свойства обеспечиваются не только физическим сцеплением между исходными компонентами, но в значительной степени химическим взаимодействием между ними.
Выводы
Разработан композиционный состав для усиления основания дорог, содержащий фторангидрит и суглинок, затворенный 3 %-ным раствором фосфата натрия. Показано, что фторангидрит можно использовать в качестве вяжущего для стабилизации грунтов. Благодаря этому можно снизить стоимость соответствующих работ, а также обеспечить утилизацию фторангидрита и снизить экологическую нагрузку в местах складирования отходов производства плавиковой кислоты.
Прочность на сжатие композиции при соотношении 40 % грунта — 60 % фторангидрита на 28-е сутки составляет 8,9 МПа (после насыщения водой — 7,3 МПа), водопоглощение — 6,82 %, коэффициент размягчения — 0,82.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бехтерев Р.А., Юркин Ю.В., Авдонин В.В., Басалаев А.А. Обзор методов стабилизации пучинистых грунтов Кировской области // Инженерный вестник Дона. 2022. № 6 (90). С. 356—374.
2. Парфенов Р.Н. Современные методы стабилизации слабонесущих грунтов // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 49—51.
3. Игнатова О.А., Дятчина А.А. Комплексные методы стабилизации грунтов // Современные ресурсосберегающие материалы и технологии: перспективы и применение: матер. Междунар. симп. Новосибирск, 15—17 декабря 2020 г. С. 44—49.
4. Салахов Р.Р. Химические методы стабилизации глинистых грунтов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2023. № 3. С. 59—64.
5. Chang I., et al. Review on biopolymer-based soil treatment (BPST) technology on geotechnical engineering practices // Transportation Geotechnics. 2020. N 24. P. 1—22.
6. Никифоров М.В. Методы стабилизации грунтов // Новые вызовы новой науки: опыт теоретического и эмпирического анализа. Сб. статей V междунар. науч.-практ. конф. Петрозаводск, 16 января 2023 года. С. 213—217.
7. Иванков С.И., Скобелев К.Д., Шубов Л.Я., Доронкина И.Г. Систематизация многотоннажных отходов и запатентованные технологии их утилизации и переработки // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. 2020. № 1. С. 2—118.
8. Волков Д.Л., Сагитов К.В., Плеханова Т.А. Перспективы использования фторангидрита в составе строительных материалов // Молодые ученые — ускорению научно-технического прогресса в XXI веке: сб. матер. IV всеросс. науч.-техн. конф. аспирантов, магистрантов и молодых ученых с международным участием. Ижевск, 20—21 апреля 2016 года. С. 698—703.
9. Гордина А.Ф., Яковлев Г.И., Первушин Г.Н., Гуменюк А.Н. и др. Неавтоклавный газобетон на основе сульфатсодержащего техногенного отхода // Строительные материалы. 2023. № 10. С. 42—46.
10. Горелышев Н.В., Гурячков И.Л., Пинус Э.Р. и др. Материалы и изделия для строительства дорог. Справочник / Под ред. Н.В. Горелышева. М.: Транспорт, 1986. 288 с.
11. Горшков В.С., Савельев В.Г., Абакумов А.В. Вяжущие, керамика и стеклокристаллические материалы: структура и свойства. Справ. пособие М.: Стройиздат, 1994. 584 с.
Автор: А.М. Александров, Г.И. Яковлев, А.Ф. Гордина, З.С. Саидова, М.Р. Бекмансуров |
Рубрика: Наука и производство |
Ключевые слова: фторангидрит, усиление грунтов, стабилизация, ИК‑спектроскопия, дифференциально-термический анализ, микроструктура |