Заполнители из дробленого бетона в составе новых конструкционных бетонов. Часть I

РЕФЕРАТ. Использование дробленого бетонного лома из отслуживших сооружений в качестве заполнителя в новых конструкциях из бетона до сих пор очень ограничено при всех, казалось бы, очевидных перспективах такого подхода. Основная причина этого — более низкое качество заполнителей из дробленого бетона (ЗДБ) по сравнению с природными, что ухудшает экс­плуатационные свойства изготовленного из ЗДБ бетона: ​снижает его прочность, увеличивает пористость и проницаемость и в конечном счете может привести к сокращению срока службы конструкции. Однако проводимые на протяжении многих десятилетий исследования, сочетающие лабораторные разработки и долгосрочный мониторинг за объектами, возведенными из бетона с ЗДБ, а также достижения современной строительной химии дают обнадеживающие результаты. Способы, позволяющие улучшить свойства бетона с ЗДБ, в настоящее время разрабатываются в двух направлениях: 1) предварительная физическая или химическая обработка заполнителей из дробленого бетона, повышающая их качество; 2) оптимизация состава бетонной смеси с помощью высокоэффективных минеральных и пластифицирующих добавок, позволяющая уплотнить структуру бетона с ЗДБ.

В первой части статьи рассмотрены происхождение, классификация ЗДБ и их влияние на основные свойства вновь изготавливаемых бетонных смесей и бетонов.

Ключевые слова: бетон, заполнитель из дробленого бетона, долговечность.

Keywords: concrete, recovered concrete aggregate, durability.

1. Заполнители из дробленого бетона: классификация, проблемы и перспективы применения

В результате дробления бетонного лома, образующегося при сносе отслуживших сооружений, получаются сыпучие материалы, пригодные для повторного применения. Их использование в качестве крупных и мелких заполнителей позволяет уменьшить потребность в природном сырье и способствует сокращению объема строительных отходов [1]. Согласно отечественной классификации, эти материалы, в зависимости от фракционного состава, разделяются на три категории: щебень, песок из дробленого бетона, а также песчано-щебеночные смеси [2]. Далее по тексту эти материалы будут объединены под общим названием «заполнители из дроб­леного бетона» (ЗДБ). Соответствую­щий англоязычный термин — ​recovered concrete aggregates (RCA) — ​под это определение подпадают вторичные заполнители, материал которых не менее чем на 90—95 % состоит из компонентов бетона [1, 3].

В современной мировой практике вторичные заполнители используются преимуще­ственно в дорожном строительстве, в качестве материала для засыпки при земляных работах, а также при возведении набережных и насыпей [3, 4]. Эти материалы хорошо зарекомендовали себя при создании временных сооружений и дорожных оснований, а также в проектах с низкими нагрузочными и экс­плуатационными требованиями, где их экономические и экологические преиму­щества превалируют над потребностью в высоких показателях физико-механических характеристик. Лишь незначительная доля вторичных заполнителей (менее 1 %) используется в составе конструкционных бетонов, хотя исследования в этом направлении ведутся уже более 70 лет [4, 5].

Ограничение использования ЗДБ в конструкционных бетонах связано с несколькими факторами.

1. По своим физико-механическим свойствам ЗДБ уступают природным заполнителям из плотных горных пород, в результате может снижаться прочность и долговечность бетонных конструкций, возведенных с применением ЗДБ.

2. При проектировании бетонных смесей с использованием ЗДБ требуются дополнительные мероприятия, направленные на повышение качества бетонной смеси и бетона, в том числе с учетом вариативности свойств ЗДБ. Это включает в себя тщательный подбор компонентов, их предварительное исследование и подготовку, а также необходимость своевременной корректировки состава смеси для компенсации вариативных свойств ЗДБ.

3. На сегодняшний день пока отсутствуют достоверные и надежные представления о влиянии ЗДБ на долговечность конструк­ционных бетонов и о возможных рисках, связанных с воздействием некоторых компонентов ЗДБ на окружающую среду. В частности, существует вероятность выщелачивания вредных соединений из такого заполнителя, что требует дополнительных исследований.

Несмотря на указанные ограничения, утилизация бетонного лома путем применения ЗДБ в строительстве представляет собой важное направление для устойчивого развития строительной отрасли. Перспективы использования ЗДБ связаны с дальнейшей разработкой технологий, позволяющих улучшить свойства вторичных заполнителей, стандартизацией требований к их качеству, а также проектированием составов бетонных смесей с учетом особых характеристик подобных сырьевых компонентов. Такой подход позволит не только снизить потребление невозобновляемых природных ресурсов, но и создать замк­нутую цепочку утилизации строительных материалов, что полностью соответствует принципам «зеленого» строительства и экологической безопасности.

Согласно прогнозам, ожидается, что степень замещения природных заполнителей на ЗДБ в составе конструкционных бетонов будет неуклонно возрастать. Это обусловлено в первую очередь постоянным ростом объемов строительных отходов, образующихся при сносе бетонных сооружений. Даже в настоящее время их невозможно утилизировать исключительно в рамках традиционных низкотехнологичных применений, поэтому расширение сферы их применения и разработка максимально эффективных способов их утилизации крайне актуальны. Сегодня перед инженерами и экологами остро стоит задача не только расширить сферы применения вторичных заполнителей, но и разработать более прогрессивные, рентабельные технологии их переработки и внедрения в строительные проекты.

Во многих странах мира, по данным на 2013 год, строительный мусор составляет бóльшую долю твердых отходов, только часть из которых утилизируется (см. рисунок) [4].

Согласно данным на 2009 год, в странах ЕС уже ежегодно производилось порядка 850 млн т строительных отходов, из которых значительную долю составлял бетонный лом, — ​около 30 % всех отходов этого регио­на [1]. По данным на 2016 год этот показатель вырос до 920 млн т [6]. Между тем объемы производства ЗДБ в Европе в 2015 году составили лишь около 200 млн т, что явно недостаточно для компенсации высоких темпов накопления строительных отходов [7]. Это приводит к значительным экологическим проблемам, обусловленным неизбежным ростом площадей для размещения отходов и увеличением нагрузки на природные ресурсы и окружающую среду.

Чтобы стимулировать применение ЗДБ, в том числе при строительстве новых сооружений из бетона, в ряде стран с экологически ориентированной политикой внедрена система экономических и законодательных мер, включающая штрафы, ограничения и запреты на захоронение строительных отходов. Например, в Дании штраф за непосредственное размещение строительных отходов на полигонах составляет EUR 60 за 1 т [4]. Подобные меры стимулируют переработку бетонных отходов, а также повышают экономическую целесо­образность использования ЗДБ в новых бетонных конструкциях.

Помимо этого, немаловажно, что развитие технологий переработки бетонных отходов стимулируется постепенно надвигающимся дефицитом природных качественных заполнителей, применяемых в строительной сфере. Спрос на природные заполнители непрерывно растет, и если в 2017 году мировая потребность в них составила 45 млрд т, то к 2025 году ожидается ее увеличение до 60 млрд т [3]. Этот тренд подталкивает строительные компании к активному поиску альтернативных материалов, одним из которых является ЗДБ, что в свою очередь способствует развитию рынка вторичных заполнителей.

Отдельная проблема — ​получение предварительных данных о количестве и качестве строительных отходов, которые могут образовываться в регионе или на строительном объекте. На сегодняшний день разработано множество схем, бизнес-моделей повторного использования строительных отходов и инструментов их оценки, предназначенных для планирования переработки этих вторичных ресурсов и управления ее процессами [6].

Несмотря на то, что первые предприя­тия, перерабатывающие строительные от­ходы, были организованы более 100 лет назад, лишь сравнительно недавно технологии переработки достигли такого уровня, чтобы обеспечить производство вторичных заполнителей достаточно высокого качества [3]. Современные заводы оснащены оборудованием, позволяющим перерабатывать бетонные отходы в материалы, пригодные для использования в конструкционных бетонах, что расширяет возможности их применения в строитель­стве. Для эффективной переработки бетонного лома необходим строгий контроль качества на всех этапах — от сбора и сортировки отходов при сносе сооружений до их предварительной обработки. Контроль должен включать в себя определение минерального и химического состава бетона, выявление вредных примесей и инородных механических включений, которые могут снизить качество конечного продукта. По этой причине переработка бетонного лома для получения высококачественного ЗДБ — ​сложный многостадийный процесс, требующий значительных финансовых и технологических ресурсов.

2. Свойства переработанного заполнителя

Свойства переработанных заполнителей значительно варьируются из-за ряда факторов [4]:

• для производства вторичного заполнителя используются строительные отходы из разных источников;

• исходные виды бетона, из которого производится вторичный заполнитель, разли­чаются по возрасту и составу;

• для дробления, измельчения и классификации ЗДБ применяются разнообразные технологии;

• отсутствуют сведения о качестве исходного сырья (лома) для получения ЗДБ;

• в состав лома входят посторонние материалы, такие как остатки арматуры, асбеста, стекла и иных примесей.

При этом качество переработанного заполнителя, используемого в составе конструкционного бетона, должно соответ­ство­вать тем же требованиям, что и для натуральных заполнителей [4].

Состав ЗДБ преимущественно представлен агрегатами из частиц природного заполнителя, скрепленных цементным тестом. В щебне из дробленого бетона растворная часть, состоящая из теста и мелкого заполнителя, покрывает частицы природного крупного заполнителя. Очевидно, что объемная доля растворной части в ЗДБ напрямую зависит от его крупности — ​в мелких фракциях щебня содержание растворной части выше, чем в крупных. Например, по данным работы [8], во фракциях ЗДБ размером 4—8, 8—16 и 16—20 мм объем­ное содержание растворной части составляет соответственно 60, 40 и 35 %. Данная закономерность имеет важные практические последствия, поскольку качество растворной части и ее содержание во многом определяют характеристики ЗДБ. Благодаря системе пор, микро- и макротрещин, водопоглощение растворной матрицы составляет 16—17 % (для сравнения, водопоглощение натуральных заполнителей — не более 4 %) [1]. Также отметим, что в отличие от современных высококачественных бетонов, в достаточно старых бетонах переходная зона между раствором и заполнителем характеризуется большей пустотностью и не обеспечивает между ними прочного адгезионного сцепления.

По сравнению с натуральными заполнителями, ЗДБ имеют меньшую плотность, более высокую пористость (в 2—4,5 раза по данным работы [8]) и, как следствие, — ​более высокое водопоглощение, меньшую прочность и износостойкость.

Плотность — одна из важнейших характеристик вторичного заполнителя, которая важна для проектирования состава и контроля некоторых свойств получаемого из него бетона. Плотность ЗДБ меньше плотности природного заполнителя в связи с наличием пористой и менее плотной растворной части во вторичном заполнителе. Различающиеся по происхождению и размерам ЗДБ могут иметь разную плотность в зависимости от количества «прилипшего» к ним раствора. ЗДБ с меньшим содержа­нием растворной части имеют, очевидно, более высокую плотность.

Плотность ЗДБ зависит от вида и состава исходного бетона, из которого изготавливается вторичный заполнитель. Насыпная плотность ЗДБ также ниже, чем у природных видов заполнителей, и обычно находится в диапазоне 1150—1400 кг/м3 за некоторым исключением [1].

Водопоглощение вторичного заполнителя выше, чем у обычного заполнителя (почти для всех применяемых сегодня природных заполнителей этот показатель менее 1 %), также из-за наличия в нем цементного тес­та. По данным работы [1], водопоглощение природного заполнителя составляет 0—4 %, в то время как для растворной части ЗДБ — ​16—17 %, что дает общее водопоглощение ЗДБ на уровне 0,8—13 %.

По данным работы [4], пористость и водопоглощение ЗДБ находятся в пределах 2—9 % для крупных фракций и 5,5—13 % для мелких, из-за более высокого содержания в них растворной части. Это соответствующим образом влияет на характеристики бетонов, при изготовлении которых использовались ЗДБ.

Вторичный заполнитель поглощает воду в основном сразу после его погружения, его водонасыщение достигает примерно 80 % всего за 5 мин. После этого поглощение воды происходит намного медленнее, стремясь приблизительно к 85 % через 30 мин после погружения. Эти данные помогают предсказать поведение ЗДБ в ходе смешивания бетонной смеси и определить количество дополнительной воды, которое необходимо ввести в нее, чтобы компенсировать поглощение воды вторичным заполнителем [1].

ЗДБ, полученный из бетона с более низким отношением воды к цементу и, следовательно, с более низкой пористостью и более высокой механической прочностью, очевидно, имеет более низкое водопоглощение. При этом заполнители, приготовленные из дроб­леного бетона с разным возрастом отверждения, имеют почти одинаковую водопоглощающую способность [1].

По данным работы [1], если предварительно замачивать в воде ЗДБ перед приготовлением бетона, то можно предотвратить поглощение воды затворения этим материалом. Однако при полном водонасыщении ЗДБ может увеличиться водоотделение во время приготовления бетонной смеси. Из-за этого могут ухудшиться механические характеристики получаемого бетона, поскольку в таких условиях образуется слабая межфазная переходная зона между насыщенным переработанным крупным заполнителем и новым цементным тестом.

Уровень фактической влажности ЗДБ должен быть 80 % [1]. Также определено, что механические характеристики бетона, приготовленного с предварительно насыщенным, а затем высушенным на воздухе в течение 30 мин ЗДБ, оказываются лучше, чем у бетона, содержащего ЗДБ, прошедший сушку в печи, а также бетона с насыщенным поверхностно-сухим заполнителем ЗДБ. Уровень влажности высушенного на воздухе заполнителя ЗДБ составил около 90 % по отношению к насыщенному поверхностно-сухому заполнителю.

Существует несколько подходов к тому, как при изготовлении бетонной смеси поддерживать стабильное водоцемент­ное отношение (В/Ц), компенсируя негативное влия­ние поглощения воды вторичным заполнителем.

В некоторых исследованиях [1] в бетонную смесь добавлялось дополнительное количе­ство воды, соответствующее ее количеству, поглощаемому ЗДБ. Этот метод, описываемый в литературе как «метод компенсации воды при смешивании», позволяет производить бетон с ЗДБ по той же технологии, что и обычный бетон. При этом отметим, что фактическое водопоглощение вторичного заполнителя может не соответствовать водопоглощению, определенному в лабораторных условиях, поскольку поры ЗДБ в ходе смешения заполняются цементным тестом, что может привести к фактическому избытку воды в смеси и, следовательно, к нежелательному увеличению эффективного значения В/Ц.

Также разработан метод, согласно которому вторичный заполнитель предварительно насыщается водой в смесителе непосред­ственно перед смешиванием всех компонентов бетонной смеси и перемешивается со всем количеством воды, включая дополнительное, в течение 5 мин для насыщения.

Для ЗДБ с более высоким водопоглощением предусмотрен метод двухэтапного перемешивания [1], когда на первом этапе происходит первичное смешение ЗДБ, песка и воды, а затем к смеси добавляется цемент и вносится дополнительное количество воды для получения бетонной смеси требуемой подвижности.

ЗДБ имеет, очевидно, и более высокую открытую пористость. По методу ртутной порометрии определены следующие ее значения для трех видов заполнителя [1]:

• природный заполнитель — ​1,60 %;

• ЗДБ из обычного бетона — ​16,81 %;

• ЗДБ из высокопрочного бетона — ​7,86 %.

Размер пор агрегатов вторичного заполнителя из обычного бетона — от 0,01 до 1 мм, тогда как у такого заполнителя из высокопрочного бетона размер пор не более 0,1 мм, что обусловлено применением пуццолановых микродобавок, существенно уплотняющих микроструктуру цементного раствора и зону перехода на границе между раствором и заполнителем [1].

Форма и текстура частиц вторичного щебня сильно различается в зависимости от бетона, из которого он изготовлен, и от применяемой технологии дробления. В целом, по сравнению с природным щебнем, зерна вторичного щебня более неоднородны, с шероховатой и пористой поверхностью, менее плотные и менее прочные, а также имеют более высокую трещиноватость [1].

Прочность и морозостойкость ЗДБ, как правило, ниже, чем у обычного природного заполнителя. Долговечность большинства ЗДБ также значительно ниже, чем у природных заполнителей. Концентрация некоторых вредных химических компонентов во вторичном заполнителе немного выше, чем в природном. По минералогическому составу вторичный заполнитель из-за присутствия дополнительных компонентов различного происхождения также отличается от природного [1].

Наличие растворной части в ЗДБ имеет и свои положительные стороны — ​к примеру, способствует связыванию хлоридов и препятствует их проникновению в тело новой бетонной конструкции [4].

3. Вопросы качества бетона при использовании ЗДБ

Одно из ключевых свойств, которое в значительной степени определяет поведение бетонной смеси и прочность получаемого бетона, — ​удобоукладываемость. Для ее оценки применяются различные методы, среди которых наиболее распространен и универсален метод осадки конуса [1]. Осадка конуса бетонной смеси, содержащей вторичный заполнитель, обычно меньше, чем у обычной бетонной смеси, что обусловлено повышенной водопоглощающей способностью ЗДБ по сравнению с природным. Кроме того, структура поверхности и угловатая форма зерен ЗДБ также значительно влияют на рео­логические характеристики бетонной смеси.

Плотность бетонной смеси и бетона, содержащих вторичный заполнитель, несколько ниже, чем в случае использования природного заполнителя. При замещении в бетонной смеси 50 % природного заполнителя на ЗДБ возрастает воздухосодержание. Также следует учитывать, что крупность и содержание переработанного заполнителя непосредствен­но влияют и на водоотделение, причем мелкий вторичный заполнитель способствует снижению водоотделения, благодаря чему возрастает стабильность смеси и снижается ее склонность к расслоению.

При 100 %-ном замещении природного заполнителя на ЗДБ и при прочих равных условиях физико-механические характеристики бетона изменяются примерно следующим образом: до 25 % снижается прочность при сжатии, до 45 % уменьшается модуль упругости, до 70 % возрастают усадочные деформации, до 50 % увеличивается ползучесть и до 50 % возрастает водопоглощение.

Кроме того, бетон с ЗДБ в большей степени подвержен воздействию негативных факторов внешней среды по сравнению с обычным бетоном на природных плотных заполнителях: из-за пористой структуры растворной части в составе ЗДБ повышается уязвимость такого бетона к различным коррозионным факторам [5, 8], таким как карбонизация, выщелачивание, замораживание—оттаивание, инфильтрация хлоридов и сульфатов и др. [3, 6, 9]. При этом выщелачиваться из ЗДБ могут также и различные органические соединения, тяжелые металлы и прочие компоненты, который успели накопиться в бетонном ломе, переработанном на ЗДБ. Содержание и природа таких примесей в ЗДБ зависят от «био­гра­фии» и «географии» исходной бетонной конструкции.

Отметим, что исследования, проводимые в лабораторных условиях, как правило, выполнены на образцах ЗДБ, не отражающих многообразие состава тех продуктов, которые реально получаются на перерабатывающих предприятиях [3]. Состав и возраст бетонного сооружения, условия его эксплуатации, способ переработки — факторы, совместное влия­ние которых на свойства бетона с ЗДБ предсказать трудно. Например, даже незначительное присутствие органических примесей в ЗДБ может влиять на скорость гидратации портландцемента, а примеси гипса и хлоридов могут снижать коррозионную устойчивость бетона. Дополнительные риски возникают при использовании ЗДБ, полученных при переработке бетонных конструкций морских и водоочистных сооружений, объектов дорожной инфраструктуры. По данным работы [4], из-за применения ЗДБ, загрязненного частицами металлического алюминия (до 0,1 %), существенно сократились прочность и долговечность нового бетона.

Совокупное влияние этих факторов до сих пор остается причиной весьма ограниченного применения ЗДБ при строительстве бетонных сооружений, причем в основном только в составе бетонов невысоких классов прочности [3]. Однако растущие требования к экологической устойчивости и экономической эффективности строительной отрасли в последние годы вызвали тенденцию более широкого применения таких материалов. Ожидается, что современные решения в области технологий переработки строительных отходов и улучшения характеристик дробленого бетона позволят значительно повысить его прочностные и эксплуатационные показатели, что откроет новые перспективы для использования вторичных заполнителей в составе современных бетонов с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Основные аспекты влияния ЗДБ на свойства бетонной смеси и бетона можно вкратце свести к следующему.

Удобоукладываемость. Чтобы достичь такой же удобоукладываемости, как у бетонной смеси с использованием обычного заполнителя, требуется больший расход воды из-за более высокой поглощающей способности вторичного заполнителя. С увеличением содержания вторичного заполнителя удобоукладываемость бетонной смеси снижается, особенно при более низких значениях В/Ц [10].

Содержание вовлеченного воздуха в бетонной смеси с ЗДБ аналогично его содержанию в «обычной» бетонной смеси — 2,4 ± 0,2 %. Фактически, если доля замещения природного заполнителя на ЗДБ не более 25 %, то отсутствует существенное влияние последнего на содержание воздуха в бетонной смеси [10]. При доле вторичного заполнителя 50 % содержание воздуха в ней уже заметно возрастает [1].

Водоотделение. С увеличением содержания ЗДБ водоотделение бетонной смеси снижается. Сцепленный раствор на поверхности переработанного заполнителя впитывает часть воды, при этом снижается водоотделение [1].

Прочность на сжатие. При замене природного заполнителя на 50—100 % ЗДБ прочность бетона на сжатие снижается на 5—25 %. Какое-либо влияние замены до 30 % первичного заполнителя вторичным на прочность бетона отсутствует. Темп набора прочности для бетона с ЗДБ ниже, чем для обычного бетона, в течение первых 7 сут. При введении вторичного щебня более мелкой фракции прочность бетона снижается сильнее, чем при замене более крупной фракции [10].

На прочностные свойства бетона с ЗДБ влияют следующие ключевые парамет­ры [6]:

• В/Ц;

• доля замены природного заполнителя на вторичный;

• прочность исходного бетона, из которого получен вторичный заполнитель.

Включение переработанных заполнителей в рецептуру бетона в целом снижает проч­ность бетона на сжатие, но данный эффект смягчается при увеличении возраста переработанного бетона. Прочность бетона, изготовленного с применением ЗДБ, полученного из бетона на высокопрочном заполнителе, может оказаться даже выше, чем бетона на «традиционных» природных заполнителях при том же В/Ц [6].

Водопоглощение — один из важнейших параметров, влияющих на прочностные свойства вторичного бетона. Оно увеличивается с ростом содержания ЗДБ в связи с большей пористостью пористостью растворной части, «намазанной» на зерна заполнителя [6].

Воздухопроницаемость бетона, содержащего вторичный заполнитель, по тем же причинам выше, чем у бетона, изготовленного с использованием природного заполнителя. Бетон со 100 %-ным вторичным заполнителем и В/Ц = 0,5 имеет на 47 % более высокую воздухопроницаемость, чем у бетона с природным заполнителем и В/Ц = 0,43, в возрасте 1, 3 и 28 сут, поскольку пористость такого бетона примерно на 75 % выше, чем у бетона с природным заполнителем [6].

Устойчивость к проникновению хлоридов. Увеличение доли вторичного заполнителя до 30 % не оказывает существенного влия­ния на содержание хлорид-ионов в бетоне, но дальнейшее повышение доли ЗДБ приводит к значительному росту концентрации хлоридов в новом бетоне, особенно в поверх­ностном слое, что объясняется более высокой пористостью такого бетона. С увеличением возраста бетона, из которого изготавливается ЗДБ, хлоридная проницаемость такого заполнителя снижается [6].

Устойчивость к карбонизации. Увеличение содержания ЗДБ в бетоне приводит к увеличению глубины карбонизации, что также связано с его большей пористостью [6].

Устойчивость к воздействию сульфатов. В работе [1] отмечена более высокая сульфатостойкость самоуплотняющегося бетона с заполнителями из ЗДБ, чем у кон­трольного бетона. Причем этот показатель увеличивался с ростом доли ЗДБ в заполнителе. Рост сульфатостойкости обусловлен тем, что высокая сульфатно-пуццолановая активность ЗДБ компенсирует повышенную проницаемость заполнителя, связанную с его повышенной пористостью. 

Морозостойкость. По данным работы [6], вторичный бетон с 20 % ЗДБ показывает более низкую морозостойкость (300 циклов) по сравнению с бетоном на природном заполнителе, это связано с более активным поглощением воды переработанным заполнителем. Морозостойкость бетона с 50 % ЗДБ не отличалась от морозостойкости бетона на природном заполнителе после 100 циклов. При 100 % ЗДБ морозостойкость бетона резко снижается. При дальнейшем увеличении числа циклов и росте значений В/Ц морозостойкость бетона с ЗДБ снижается. Для холодных регионов рекомендовано производство вторичного бетона с содержанием вторичного заполнителя не более 50 % [6].



ЛИТЕРАТУРА

1. De Brito J., Saikia N. Recycled aggregate in concrete. London: Springer Verlag, 2013. 445 p.

2. ГОСТ 32495—2013. Щебень, песок и песчано-щебеночные смеси из дробленого бетона и железобетона. Технические условия. М.: Стандартинформ, 2014. 6 с.

3. New trends in eco-efficient and recycled concrete/ J. de Brito, F. Agrela (eds). Sawston: Woodhead Publishing, 2018. 632 p.

4. Handbook of recycled concrete and demolition waste/ F. Pacheco-Torgal, V. Tam, et al. (eds.). Woodhead Publishing, 2013. 672 p.

5. Guo H., Shi C., Guan X., et al. Durability of recycled aggregate concrete — ​a review // Cement and Concrete Composites. 2018. Vol. 89. P. 251—259.

6. Advances in construction and demolition waste recycling / F. Pacheco-Torgal, F. Colangelo, R. Tuladhar, Y. Ding (eds.). Sawston: Woodhead Publishing, 2020. 573 p.

7. Concrete recycling research and practice / F. de Larrard, H. Colina (eds.). Boca Raton: CRC Press, 2019. 636 p.

8. Kisku N., Joshi H., Ansari M., Panda S.K., et al. A critical review and assessment for usage of recycled aggregate as sustainable construction material // Construction and Building Materials. 2017. Vol. 111. P. 721—740.

9. Gluchowski A., Sas W., Dzięcioł J., Soból E., et al. Permeability and leaching properties of recycled concrete aggregate as an emerging material in civil engineering // Appl. Sci. 2019. Vol. 9. P. 81.

10. Müller C. How standards support sustainability of cement and concrete in Europe // Cement and Concrete Res. 2023. Vol. 173. P. 107288.



Автор: А.С. Брыков, К.О. Чугунова

Поделиться:  
Заказать этот номер журнала «Цемент и его применение» или подписаться с любого месяца можно по ссылке
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.