Вопросы и ответы
Агломераты клинкера во вращающейся печи сухого способа производства
Полагаю, происходит то же, что наблюдалось на Белорусском цементном заводе в г. Костюковичи. Подобные явления отмечаются и на других заводах сухого способа. Поэтому привожу результаты наших исследований и наладки работы технологической линии обжига на этом заводе, проведенные в начале 2000-х годов.
Основные признаки неудовлетворительной работы печи. В 1996 году на Белорусском цементном заводе введена в эксплуатацию печь сухого способа производства размерами Ø 4,5 × 80 м типа RSP производительностью 125 т/ч, работающая на сырье с влажностью 28—30 %. Проектная и фактическая производительность печи составляла 125 т/ч, удельный расход условного топлива (у. т.) — 138 кг у. т. /т клинкера при проектном значении 115 кг у. т. /т клинкера. Потери тепла из-за недожога были эквивалентны 28 кг у. т. /т клинкера. В течение ряда лет для печи была характерна нестабильная работа из-за образования колец и крупных (размером до 2 м) комьев материала в начале зоны спекания. Подобными явлениями мы занимались и на других заводах (см., например, работы [1—4]).
Для выяснения причин этих нарушений были проведены теплотехнические испытания печной системы (рис. 1) и физико-химические исследования различных материалов.
Рис. 1. Исходные эксплуатационные параметры печи системы RSP на Белорусском цементном заводе. α — коэффициент избытка воздуха, tвА и VвА — соответственно температура и удельный расход аспирационного воздуха
Испытания показали неверное распределение топлива и воздуха между двумя областями горения — во вращающейся печи и декарбонизаторе. В печь подавалось около 40 % топлива и приблизительно 63 % воздуха, а в декарбонизатор — соответственно около 60 % топлива и примерно 37 % третичного воздуха с температурой 460 °С (при требуемой по проекту 650 °С). Низкая температура объяснялась большими подсосами в системе. Коэффициент избытка воздуха α после печи был равен 1,53, а после декарбонизатора — всего 0,57. Это приводило к недожогу топлива и низкой скорости воздушных потоков во входных патрубках декарбонизатора. Несмотря на содержание О2 после декарбонизатора до 5,7 об. %, неполнота сгорания составляла 3,4 %, а содержание СО2 — всего 19 об. % вместо расчетных 35—38 об. % (табл. 1). Недожог топлива в виде СО фиксировался по всему тракту теплообменника, даже после второго циклона [2].
Недостаточные объем, температура третичного воздуха и его низкая скорость нарушали смешение материала с газовым потоком, вследствие чего интенсивность декарбонизации материала снижалась до 55—70 %. Поэтому наблюдалась недостаточная подготовка материала в запечном теплообменнике, обусловленная нестехиометрическим распределением воздуха и топлива между печью и декарбонизатором.
Физико-химические процессы превращения материала в печи. Анализ материала по длине печи показал, что на начальном 3-метровом участке его потери при прокаливании (ППП) близки к 9 масс. %, чем подтверждается незавершенность процесса декарбонизации (рис. 2). Вследствие декарбонизации оставшегося СаСО3 через 10 м ппп снизились до 2,4 масс. %, а содержание свободной извести СаОсв повысилось до 14 масс. % и далее до 53-го метра изменялось незначительно. Следовательно, на протяжении приблизительно 40 м длины печи химические реакции практически не протекают, и только между 53-м и 75-м метрами известь интенсивно усваивается, что находится в соответствии с расположением зоны спекания в этом интервале по длине печи. Действительно, как видно на рис. 3, кольца и обмазка в печи образуются именно с начала этого участка.
Рис. 2. Изменение состава материала по длине вращающейся печи.
Рис. 3. Расположение и характеристики обжигаемого материала (1), колец и обмазки (2) и конгломератов (3) в печи
Материал, поступающий в печь, декарбонизированный всего на 55—70 % и, по данным рентгенофазового анализа (РФА), представлен СаСО3, спурритом, белитом C2S, а также СаО и Са(ОН)2. Белитообразование еще не завершено, так как в материале содержатся SiO2 и геленит C2AS. В нем также обнаружен двойной карбонат K2СО3∙СаСО3. Как известно, в атмосфере СО2 образование K2СО3∙СаСО3 возможно уже при 540 °C. При концентрации K2О (на 3-м метре длины печи), равной 2,28 масс. %, может образоваться до 6 масс. % K2СО3∙СаСО3, дающего при 860 °C высокоподвижный расплав с вязкостью, близкой к вязкости воды (около 1 мПа∙с). Образование двойного карбоната, вероятно, способствовало образованию крупных комьев материала и колец в начале зоны спекания.
Материал из зоны спекания (на 57-м метре) практически не отличался по химическому и фазовому составам от пробы с 38-го метра, содержание СаОсв в которой равно 10,8 %, т. е. на участке 38—57 м практически не образовывались новые фазы, и только после 57-го метра ускорялось образование алита (рис. 4).
Рис. 4. Рентгеновские дифрактограммы обжигаемого материала, кольца и обмазки в начале зоны спекания
Исследовалась также обмазка по длине зоны спекания. Она почти не содержала SO3 и Na2O, однако количество K2O в ней изменялось от 1,37 до 0,36 масс. %. Содержание Fe2O3 в обмазке было больше, чем в материале печи. Расчетное количество С3А изменялось от 9,9 (на 66-м метре) до 7,0 масс. % (на 75-м метре). Содержание C4AF было стабильнее, лишь в пробе с 57-го метра оно составило всего 9,4 %.
Обмазка в начале зоны спекания (на 57-м метре) представлена в основном C2S, C4AF и С3А (рис. 4) практически в равном количестве (около 10 %). Присутствует в небольшом количестве алит и остался неусвоенный СаО (8,2 масс. %) в виде СаО и Са(ОН)2. Кольцо на 55-м метре содержит меньше С3А (около 8—9 %) и больше C2(AF) — около 13 % (табл. 2).
В начале зоны спекания (на участке 53—65 м) наблюдается ряд аномальных явлений, что подтверждается составом обжигаемого материала, колец и агломератов (рис. 5). В кольце содержится значительно больше оксидов кремния и железа, чем в материале.
Рис. 5. Расчетные значения модулей и фазового состава материала (1), кольца (2) и конгломерата (3) в области образования кольца
Наблюдается еще одна аномалия — несоответствие расчетного и фактического составов алюминатной и алюмоферритной фаз. Согласно результатам химического анализа, содержание С3А и С2(АF) в кольце и материале различается незначительно (см. табл. 2), а по данным РФА фиксируются существенные расхождения (рис. 6).
Рис. 6. Расчетное и фактическое содержание промежуточных фаз в кольце и материале
Интенсивность дифракционного отражения С3А в кольце в 2 раза меньше, а алюмоферритной фазы почти в 2 раза больше, чем в материале, что обусловлено смещением равновесного состава твердого раствора в обогащенную оксидом алюминия область — С6А2F.
Особо отметим, что большую роль в образовании колец и конгломератов играет железосодержащая фаза. Наличие в декарбонизаторе явно выраженной восстановительной среды (α = 0,57) приводило к восстановлению Fe2O3 до FeO. Присутствие FeO и высокая скорость нагрева материала обусловливают образование при температуре 1100—1200 °C низкоосновного силикатсодержащего расплава, состав которого, вероятно, находится в области систем со следующими эвтектиками: α’-Ca2SiO4—Fe2SiO4 (1117 °C); CaFeSiO4—α-CaSiO3 (1118 °C); α-CaSiO3—CaFeSiO4—Ca2Al2SiO7—Ca2FeSi2O7 (1180 °C); CaAl2Si2O8—SiO2—α-CaSiO3 (1170 °C).
Возможность подобного процесса подтверждается наличием FeO в крупных «сварах» клинкера. Так, содержание FeO в центральной части «сваров» диаметром 100 мм составило 1,1 масс. %. После перехода Fe2+ → Fe3+ и насыщения промежуточных фаз известью до высокой основности система переходит в высокотемпературную область состава C3S—C2S—C3A—C4AF с эвтектической точкой при 1338 °C, что приводит к кристаллизации минералов и отвердеванию кольца и конгломератов.
При высокой скорости движения материала в печи теплообмен опережает химические реакции: компоненты шихты быстро нагреваются до температуры 1200—1300 °C, т. е. материал поступает в зону спекания неподготовленным. В частности, он может содержать значительное количество несвязанных СаО и SiO2. При этом, по данным В.Н. Юнга [5], возможно образование до 50 % низкоосновного расплава. В последующем оксид кальция, растворяясь в расплаве, формирует белит и алит, которые выкристаллизовываются из расплава. Количество жидкой фазы резко уменьшается, и образуются клинкерные «свары» и кольца перед зоной спекания.
На Белорусском цементном заводе нестехиометрическое распределение топлива и воздуха между декарбонизатором и печью приводило к тому, что в декарбонизаторе из-за недостатка воздуха создавалась восстановительная газовая среда.
Это по причине недожога топлива и, следовательно, пониженной температуры горения приводило к недостаточной степени декарбонизации материала на входе во вращающуюся печь. Поступление в нее недекарбонизированного материала и последующая ускоренная декарбонизация СаСО3 и спуррита, обусловленная высокой скоростью движения матери ала при повышенных оборотах печи (до 3 об/ мин), приводили к неравновесности минералообразования и связанному с ней возникновению легкоплавких соединений (в частности, двойных карбонатов, дающих до 6 % высокоподвижного расплава).
Образовавшиеся щелочесодержащие (при 860 °C) и низкоосновные силикатные (при 1000—1200 °C) расплавы затем насыщались СаО и в результате отвердевали, что вело к агрегированию сырья, формированию в печи крупных комьев материала и спурритовых колец.
Положение усугубляли низкий силикатный модуль материала и образование FeO, обусловленное восстановительной средой в декарбонизаторе.
Дополнительной причиной нежелательных явлений было нерациональное сжигание топлива в печи. Из-за высокого коэффициента избытка воздуха в зоне горения (α = 1,7), а также особенностей горелки и ее расположения образовывался короткий напряженный факел [1]. Это ухудшало теплообмен в подготовительных зонах и способствовало последующему быстрому разогреву неподготовленного материала, т. е. являлось дополнительной причиной развития неравновесных процессов, обусловливающих возникновение и рост колец в начале и конце зоны спекания, а также формирование конгломератов материала.
Меры, предпринятые для предотвращения технологических нарушений. Для стабилизации режима обжига, увеличения объема третичного воздуха, обеспечения полноты горения топлива и улучшения подготовки материала уменьшили площадь сечения пережима в шахте после печи с 1,96 до 1,40 м2. В результате было обеспечено рациональное распределение воздуха и топлива между декарбонизатором и вращающееся печью: в декарбонизатор стало поступать 58 % топлива и 45 % воздуха с температурой 500 °C. Скорость воздуха в тангенциальных газоходах декарбонизатора возросла с 18 до 24 м/с, что привело к лучшему смешению пыле-газо-воздушного потока и более полному сгоранию топлива и повышению температуры в декарбонизаторе с 810 до 890 °C. Как следствие, степень декарбонизации материала, поступающего в печь, увеличилась до 92—96 %. Недожог не наблюдался уже после нижнего циклона. Стабилизировался режим обжига, в печи сформировался рациональный удлиненный факел, расход условного топлива снизился с 137,1 до 111,7 кг/т клинкера, прекратилось образование комьев материала и колец.
ЛИТЕРАТУРА
1. Классен В.К. Обжиг цементного клинкера. Красноярск: Стройиздат, 1994. 323 с.
2. Классен В.К., Коновалов В.М., Перескок С.А., Классен А.Н. Оптимизация режима работы печи 4,5 × 80 м сухого способа производства цемента // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2003. № 5. С. 131—134.
3. Классен В.К., Текучева Е.В., Степанов В.В., Классен А.Н. Состав и условия образования клинкерных колец // Успехи современного естествознания. 2005. № 11. С. 30—31.
4. Классен В.К., Классен А.Н., Михин А.С. Кольцеобразование в цементных вращающихся печах // Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. «Научные исследования, наносистемы и ресурсосберегающие технологии в стройиндустрии». Белгород, 2007. Ч. 2. С. 89—91.
5. Юнг В.Н. Технология вяжущих веществ. М.: Промстройиздат, 1954. 340 с.