Lafarge намерен снабжать цементные заводы Урала топливом из отходов
Lafarge Group планирует построить на Урале мусороперерабатывающие предприятия, которые будут производить топливо для цементных заводов. Первое из них расположится в Челябинской области вблизи коркинского завода «Уралцемент», принадлежащего Lafarge.
Как сообщил «Уралинформбюро» директор ЗАО «Экоурал» (дочерняя компания российского подразделения Lafarge) Василий Юферов, сейчас проект находится на стадии завершения и согласования. Объявлен тендер среди подрядчиков. Предполагаемые сроки начала строительства не озвучиваются. По словам В. Юферова, все зависит от того, как скоро проект минует разрешительный этап.
Как рассказал агентству директор Союза стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин, аналогичные предприятия по утилизации «Экоурал» предложил построить и на Среднем Урале. Места для них выбраны в районе Нижнего Тагила и Каменска-Уральского — оттуда переработанные отходы будет удобно поставлять на Невьянский и Сухоложский цемзаводы. Объем инвестиций, требуемый для строительства одного мусороперерабатывающего предприятия, оценивается примерно в 3,5 миллиона долларов США.
При условии замены отходами 30-40% традиционного топлива, себестоимость 1 тонны цемента (около 35 долларов) снижается примерно на 20%. В США утильсырье занимает в топливной структуре цемзаводов 100%, в Европе — 50%. В России оно пока не применяется.
Помимо экономической выгоды, применение отходов несет пользу для экологии. При сжигании в печах цемзаводов вредные вещества связываются карбонатом кальция и «уходят» в цемент, не ухудшая его свойств.
«Наиболее сложный момент — организация сбора мусора. Цемзаводам утильсырье выгодно, однако они не заинтересованы в том, чтобы за него платить. Соответственно, утилизирующему предприятию надо договариваться с теми, кто служит источником отходов, или применять комбинированные варианты», — отметил Ю. Чумерин.
По словам В. Юферова, типовой схемы не существует — экономика цепочки сбора определяется отдельно для каждого проекта.
По мнению гендиректора ОАО «Сухоложскцемент» Владимира Николаева, проекты Lafarge интересны, но требуют серьезных вложений и технологически сложны. «Например, бытовой мусор — там большая влажность, к тому же требуется трудоемкая сортировка, учитывая, что на первичном, бытовом, уровне она у нас совершенно не развита», — пояснил он.
Ключевая проблема также заключается в полном отсутствии механизма сбора сырья. Для сжигания отходов на цементных заводах требуется специальное оборудование. Сейчас «Сухоложоскцемент» строит новую линию № 5 стоимостью около 200 миллионов евро. Итальянская группа Buzzi Unicem, в которую входит завод, была готова поставить для линии установки по приему утильсырья, но в итоге их демонтировали и не стали отправлять на Урал.
«Оборудование лежит в Германии. Мы могли бы сжигать на нем использованные шины и покрышки, однако в России технология их сбора просто отсутствует. Например, в ФРГ расходы на утилизацию шин сразу закладываются в их себестоимость, принят государственный закон, регулирующий эту сферу, процедура сбора отточена. У нас ничего этого нет», — констатировал В. Николаев.
По итогам I квартала 2009 года совокупные продажи цемента Lafarge снизились на 9% — до 2,33 миллиарда евро, при этом ключевые рынки на Ближнем Востоке, в Африке и Азии показали стабильный рост. По прогнозу гендиректора ОАО «Лафарж Цемент» Алекса де Валухоффа, потребление цемента в России в этом году составит менее 36 миллионов тонн, снизившись более чем на 40%. При этом цены на цемент с учетом потенциальной девальвации рубля могут упасть на 64%.
Тем не менее, по мнению гендиректора Уральского филиала компании «Аккорд-Инвест» Константина Селянина, строительство мусороперерабатывающих заводов выгодно независимо от динамики спроса на цемент.
«Предприятие фактически получает бесплатное топливо, тем самым существенно снижая себестоимость цемента. Подобные проекты сейчас вполне посильны таким гигантам, как Lafarge — затраты исчисляются несколькими миллионами долларов. Конечно, в России принято декларировать широкомасштабные планы, вроде «спасения экономики», и совершенно не обращать внимания на конкретные базовые вещи — например, переработку мусора. Тем не менее, наша страна неизбежно будет вынуждена решать проблему эффективной утилизации отходов», — подчеркнул он.