Цементным предприятиям Беларуси на июль—сентябрь даны повышенные задания по объемам производства с суммарным выпуском не менее 450 тыс. тонн цемента ежемесячно, в том числе по производству добавочных цементов — 346 тыс. тонн. Об этом сообщает Министерство архитектуры и строительства. Чтобы снять напряженность на потребительском рынке, связанную с дефицитом цемента, Министерство торговли и Минстройархитектуры подписали график его поставок в розничную сеть на июль в объеме до 50 тыс. тонн. В ассортиментном перечне — шлакопортландцемент, сухие строительные смеси, цемент с известняком и песчанистый цемент.
Также в целях более полного насыщения внутреннего рынка объемы экспорта цемента ограничены до 4%, (18 тыс. тонн в месяц). «Но, несмотря на сложившуюся ситуацию, будут продолжены поставки цемента на экспорт с целью сохранения внешних рынков», — отметили в ведомстве.
Запланированный в конце текущего года ввод в эксплуатацию двух линий по производству цемента на ПРУП «Белорусский цементный завод» и ОАО «Красносельскстройматериалы» суммарной мощностью 3,6 млн. тонн в год позволит значительно увеличить экспортные поставки продукции, подчеркнули в министерстве. С вводом в 2012 году третьей цементной линии на ПРУП «Кричевцементношифер» даже в сезон повышенного спроса организации цементной промышленности смогут обеспечить экспорт товарной продукции в объеме до 1,5 млн. тонн ежегодно.
В ведомстве пояснили, что дефицит цемента из года в год наблюдается в пик сезонного спроса — с мая по октябрь, тогда как в I и IV кварталах заявленные объемы организациями не выбираются. В связи с этим производственные мощности цементных заводов недозагружены, и предприятия вынуждены останавливать обжиговые печи и помольные отделения для внеплановых профилактических ремонтов. Не стал исключением и текущий год. Этим в определенной степени объясняется напряженная ситуация с обеспечением цементом потребителей страны. Вместе с тем, как отмечают в Минстройархитектуры, руководство цементных заводов не осуществило полный комплекс мер для максимальной загрузки производственных мощностей в сезон повышенного спроса, в первую очередь за счет увеличения выпуска добавочных цементов в период, когда для выпуска основной продукции не были завезены импортируемые гранулированные шлаки.
Кроме того, Белорусская железная дорога в мае—июне своевременно не обеспечила выделение подвижного состава для их завоза из-за пределов страны. В министерстве отметили, что в оперативном порядке этот вопрос решен.