18.08.2022 11:59

ОАО РЖД планирует ввести обновленный прейскурант уже в 2023 году

ОАО РЖД решило резко ускорить работу над новой тарифной системой: вместо 2026 года монополия планирует ввести ее уже в конце 2023 года. С начала 2023 года ОАО РЖД хочет ввести также новый способ индексации грузовых тарифов — на базе индекса ценового паритета. Раньше монополия предлагала просто перейти с потребительской инфляции на промышленную. При этом ОАО РЖД против выделения в тарифе различных составляющих и статей затрат, что, по мнению экспертов, не способствует прозрачности ценообразования.

ОАО РЖД в рамках обсуждения нового тарифного прейскуранта 10–01 (основной тарифный документ железных дорог) предлагает уже с 1 января 2023 года перейти на новую модель индексации грузовых тарифов. Предложение оценить целесообразность такого перехода содержится в письме заместителя гендиректора ОАО РЖД Алексея Шило в Совет потребителей монополии от 11 августа (есть у “Ъ”).

Источник, знакомый с ситуацией, пояснил “Ъ”, что в основе новой модели должен лежать индекс ценового паритета. В ОАО РЖД не пояснили, о каком индексе идет речь.

Один из собеседников “Ъ” предполагает, что речь идет о дифференциации тарифов в зависимости от востребованности направлений. Ранее монополия настаивала на учете в тарифной формуле индекса ценового давления, что предполагает изменение в формуле индексации тарифа потребительской инфляции на промышленную. Тогда это означало увеличение тарифных поступлений ОАО РЖД примерно на 30 млрд руб. в год в 2022–2024 годах.

В письме говорится, что «предлагается закрепить сроки выполнения мероприятий, связанных с донастройкой тарифной системы и переходом на новый прейскурант, в течение 2022–2023 годов». Это означает, рассказали два собеседника “Ъ”, что ОАО РЖД хочет ввести новую модель тарифов в тестовом режиме осенью 2023 года, а в постоянном — в декабре 2023 года вместо предусмотренного планом-графиком 1 января 2026 года. Также ОАО РЖД говорит о необходимости включения мероприятий по модификации тарифной системы в сфере пассажирских перевозок — эту новую модель, поясняет собеседник “Ъ”, предлагается ввести одновременно с грузовой.

При этом монополия традиционно выступила против выделения в тарифе составляющих — инфраструктурной и локомотивной, «поскольку тариф является отражением существующей в настоящее время технологии перевозочного процесса».

Дискуссия о выделении этих составляющих для повышения прозрачности тарифообразования и четкого разнесения затрат идет давно, ОАО РЖД выступало против этого еще при обсуждении целевой модели рынка (ЦМР), от которой потом отказались.

Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что пересмотр прейскуранта не имеет никакого отношения к уровню индексации тарифов, который установлен на уровне среднеарифметического ИПЦ за четыре года минус 0,1 %. Он уточняет, что с 1 июня тарифы уже увеличились на 11 %, что существенно превышает закрепленный в программных документах уровень, а изменение тарифной формулы приведет к новому росту затрат грузоотправителей, и так находящихся в сложной экономической ситуации. Все тарифные решения должны приниматься при обсуждении с профильными ведомствами и участниками рынка, подчеркивает собеседник “Ъ”.

География: Россия
Источник: Коммерсантъ
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.
Поделиться:  
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.