Дальневосточные производители цемента уверены в конкурентных преимуществах своей продукции и считают, что отмена ввозных пошлин на цемент не повлияет на снижение спроса. Так что региональный рынок в предстоящий строительный сезон должен остаться спокойным. Такая уверенность основана прежде всего на том, что импортный цемент, если он и дешевле местного, требует затрат на доставку.
Небольшие партии цемента и ранее завозились в регион, никак не влияя на рынок. Трудно представить, что в дальнейшем строительная отрасль будет ориентироваться преимущественно на импортный цемент, что особенно маловероятно при реализации крупных объектов. Вряд ли экономически это будет оправдано.
Во-первых, импортные поставки сопровождаются пересечением границы, а значит, приграничным контролем и оформлением соответствующих документов, повышающими риски срывов сроков поставок. Тем более трудно обеспечить ритмичность импортных поставок, учитывая современные строительные технологии, когда объект возводится на малой территории, не позволяющей складировать большие материальные запасы. Во-вторых, вряд ли дальневосточные производители цемента будут спокойно наблюдать за проникновением на их рынок импортного цемента. Зная о возможном открытии границ и имея рядом такого серьезного конкурента, как Китай, с его дешевым и достаточно качественным цементом, «Востокцемент» принимает превентивные меры.
Конечно, у местных производителей есть проблемы, раздражающие потребителей. Главная из них — железнодорожная доставка. Но она скорее повлияет на дальние перевозки, что одинаково проблематично как для поставщиков местного цемента, так и импортного. Местный же рынок, включая Приморье, Хабаровский край и Амурскую область, закрыт преимущественно автомобильными доставками на специализированных цементовозах большой грузоподъемности.