26.09.2021 18:53

Разработка проекта углеродного налогообложения в России

В правительстве России приступили к разработке проектов национального варианта углеродного налога. Для их обсуждения планируется в ближайшее время создать рабочие группы с участием представителей бизнеса. Ожидается, что разработка механизма займет 1–1,5 года. Ключевые задачи – подготовить комфортное для бизнеса национальное регулирование и добиться его признания на международном уровне, а также зачета платежей за выбросы CO2 в России европейской системой углеродного контроля.

Напомним, что в июле 2021 года в России был принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов».

Экологический план EU Green Deal, представленный Еврокомиссией 14 июля 2021 года, предполагает снижение к 2030 г. выбросов углекислого газа на 55 % к уровню 1990 г. В частности, для этого предлагается ввести трансграничный углеродный налог (ТУН). Механизм пограничной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism, СВАМ) предусматривает, что в число облагаемых ТУН товаров будут включены сталь, трубы, цемент, алюминий, удобрения и электроэнергия. Порядок предоставления отчетности по углеродному следу и налоговой базе должен заработать в тестовом режиме с начала 2023 г., при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до момента действия сбора, который начнут взимать с 1 января 2026 г.

Компаниям, ввозящим продукцию в ЕС, нужно будет приобретать CBAM-сертификаты и обменивать их на право ее ввоза. Плата за выбросы, обусловленные производством этой продукции, будет определяться исходя из стоимости CO2 на аукционах в европейской системе торговли квотами (EU ETS). Сейчас она близка к 60 евро за 1 т CO2.

Согласно оценкам Минэкономразвития, введение ТУН затронет экспортируемую из России в ЕС продукцию стоимостью $7,6 млрд в год.

В российском правительстве рассматривают три варианта введения в стране углеродного сбора:

  1. плата по определенной ставке за превышение пороговых значений выбросов,

  2. система торговли квотами за выбросы, 

  3. комбинация из двух первых вариантов. 

Пока нет определенности с тем, на кого будет распространен углеродный налог: только на экспортеров, чтобы защитить их от необходимости платить сбор за ввоз продукции в ЕС, или также на других участников рынка.

Также в России в настоящее время готовится к запуску система финансирования «зеленых» проектов и инициатив в сфере устойчивого развития. 

20 сентября на оперативном совещании с вице-премьерами председатель правительства Михаил Мишустин объявил о подготовке сводного плана действий по адаптации российской экономики к глобальному энергетическому переходу. Курировать процесс поручено первому вице-премьеру Андрею Белоусову, который назвал пять направлений программы по содействию энергопереходу. 

Приоритетным направлением, по словам Белоусова, является ускорение технологической модернизации отраслей экономики, в том числе путем внедрения наилучших доступных технологий. Второй пункт программы – достижение международного признания мер, которые базируются на технологических и природных преимуществах. В том числе речь идёт о поглощающей способности российских лесов. Третий – внедрение системы налоговых стимулов для тех, кто переходит на «зеленые» технологии и сокращает выбросы. Четвертый – расширение использования новых и прорывных технологий. Речь идет в том числе о водородной энергетике, технологиях сбора и хранения углекислого газа, атомной и гидроэнергетике. Пятый – учет специфики отдельных регионов России в контексте появления новых требований в международной торговле. 

Белоусов уточнил, что эти пять пунктов не являются исчерпывающим списком направлений программы, всего их 10.

Система учета выбросов CO2, предлагаемая европейскими регуляторами, создавалась в интересах западного капитала и не учитывает возможности России в области декарбонизации, считает академик РАН, директор Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Вячеслав Рожнов. «Например, поглощающую способность наших лесов, морей и черноземья. Наши уникальные экосистемы, по сути, являются донором для всего Евразийского континента, поглощая углерод в объемах, существенно превышающих промышленные выбросы нашей страны. Поэтому дискуссия с европейскими партнерами должна включать также вопрос о компенсации России издержек, связанных с сохранением и развитием природных экосистем», – сказал он.

Летом 2020 г. консалтинговая компания BCG оценила потенциальные потери российских экспортеров от углеродного налога в $3–4,8 млрд в год. В августе 2021 г. – уже после публикации проекта ТУН – BCG пересмотрела свои прогнозы. По новым оценкам компании, годовые издержки импортеров российской продукции от европейского CBAM к 2030 г. могут достичь $3,5–6,3 млрд.

После объявления ЕС планов по введению трансграничного углеродного регулирования (ТУР) у стран, поставляющих продукцию в Европу, появилась мотивация создавать национальную систему углеродного регулирования, полагает консультант группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Анна Сапунова. Она уточнила, что это обусловлено тем, что текущий проект закона CBAM позволяет производить зачет обязательств по уплате пограничного углеродного налога, в случае если есть доказательства, что углеродный налог уже был уплачен в другой юрисдикции.

В первую очередь необходимо определить, как будет осуществляться регулирование: в форме налога или системы торговли квотами, полагает партнер EY Марина Белякова. Оба инструмента существуют в мировой практике, при этом с позиции администрирования введение налога на отдельные товары проще, отметила она. Но это не позволяет осуществлять тонкую настройку, тогда как система квот сложнее, но может быть в большей степени дифференцирована, лучше смоделирована под задачу сокращения выбросов и специфику отдельных отраслей. Кроме того, такая система отражает рыночные механизмы через цену квот, уточнила эксперт. Торговля квотами помимо этого и лучше стимулирует к сокращению углеродного следа, так как его результат можно монетизировать.

Введение углеродного сбора поможет несколько снизить платежи по ТУР в отношении российских товаров, в то же время введение системы квот, сопоставимой с EU ETS, может позволить освободить российские товары от ТУР, добавила директор налоговой и юридической практики PwC в России Татьяна Шулдык. При этом вопрос введения налога или системы платных углеродных квот намного шире, чем вопрос ТУР, отметила она. Необходимо оценить влияние данных механизмов и на внутренний рынок в целом.

Нужно учитывать, какие социально-экономические последствия повлечет выбор между тем или иным механизмом и как российскую систему можно будет интегрировать с действующими механизмами, включая европейский, согласилась руководитель направления «Климат и зеленая энергетика» ЦСР Ирина Поминова. По ее словам, необходимо разграничивать внутренние механизмы углеродного ценообразования (системы торговли квотами на выбросы и углеродными налогами) и трансграничный налог. В частности, внутренние системы уже достаточно распространены: по данным Всемирного банка, количество таких инициатив в мире в 2021 г. достигло 64 и под их охват подпадает 22 % глобальных выбросов. Примеры трансграничных налогов пока единичны, они направлены на выравнивание условий для национальных производителей, которые уплачивают углеродный сбор, и внешних, у которых подобных сборов нет, пояснила эксперт.

Принципиально важно, чтобы российская инициатива учитывала положения европейского ТУР, хотя в части взаимных зачетов их еще предстоит уточнить, добавила Поминова. Это нужно, чтобы ЕС принимал к зачету те сборы, которые российские компании будут уплачивать в России.

Для полного освобождения товаров из России от ТУР требуется выполнение ряда условий. В частности, в соответствии с проектом директивы ЕС о ТУР освобождение может быть предоставлено товарам из стран, на которые распространяется система квот EU ETS либо в которых есть национальная система квот, интегрированная или связанная с EU ETS. При этом платежи за CO2 должны быть сопоставимы с затратами, которые были бы понесены в рамках EU ETS.

География: Россия
Источник: "Ведомости"
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.
Поделиться:  
Использование опубликованных на сайте новостных материалов допускается только с упоминанием источника (журнал «Цемент и его применение») и активной гиперссылкой на цитируемый материал.