Власти Рязанской области неэффективно используют недра. По информации Департамента информации Счетной палаты РФ, к такому выводу пришла Коллегия Счетной палаты в ходе заседания 25 января под председательством заместителя председателя Счетной палаты Александра Семиколенных. На заседании аудитор Михаил Одинцов представил результаты проверки эффективности использования цементного сырья и соблюдения природоохранного законодательства при его добыче в Рязанской области в 2005-2007 годах, а также использования средств федерального бюджета органами исполнительной власти.
В ходе проверки установлено, что Рязанская область является лидером среди других субъектов ЦФО по запасам цементного сырья в нераспределенном фонде. Между тем, как следует из материалов проверки, неосвоение запасов цементного сырья является одной из основных причин дефицита цемента и роста цен на цементную продукцию. Из пяти имеющихся на территории области месторождений, добыча ведется только на одном.
На Коллегии также отмечалось, что в 2006 году Правительством Рязанской области в нарушение федерального законодательства, на бесконкурсной основе ООО "Рязань-Цемент", с долей иностранного уставного капитала в размере 75 процентов, была выдана лицензия на геологическое изучение, разработку и добычу известняков для производства цемента. Таким образом, иностранная компания бесплатно получила право пользования недрами и имеет место латентное проникновение иностранного капитала в сферу недропользования. Кроме того, нарушается равная возможность доступа к разработке недр иных участников.
Кроме того, в ходе заседания коллегии Счетной палаты были отмечены пробелы в действующем законодательстве, касающемся управления фондом недр. Так, нормативно не установлен порядок передачи и согласования права распоряжения недрами с федерального на региональный уровень, что приводит к потерям доходной части федерального бюджета. Не разграничен перечень полезных ископаемых отнесенных к федеральному, региональному и местному уровням управления. В результате имеет место субъективный подход к отнесению цементного сырья к общераспространенным полезным ископаемым. Кроме того, Земельным кодексом и законом "О недрах" четко не определен порядок изъятия земель для разработки недр, что позволяет заинтересованным лицам вводить обременение на земельные участки.
Следствием недоработок в законодательном регулировании управления фондом недр стал целый ряд фактов, выявленных проверкой Счетной палаты. Так министром природных ресурсов РФ Юрием Трутневым совместно с губернатором Георгием Шпаком в августе 2006 года было принято распоряжение и утвержден перечень общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области, в результате чего области были переданы федеральные активы (участки недр) в объеме 792 млн. тонн, с годовой стоимостью 975 млн. рублей. Данное решение, по мнению экспертов Счетной палаты РФ, было экономически необоснованным и может повлечь за собой потери федерального бюджета по налоговым и неналоговым доходам в объеме более 21 млн. рублей в год, а объем разовых платежей (в случае проведения аукционов) может составить более 5 млрд. рублей.
Еще одна проблемная ситуация, возникшая в Рязанской области в результате неясности законодательства: органы власти Михайловского муниципального образования предоставили ряду юридических лиц земли крупнейшего в России Пронского месторождения цементного сырья в аренду на 49 лет. В результате осуществлено его преднамеренное долгосрочное обременение.
По итогам заседания коллегия Счетной палаты РФ приняла решение направить информационные письма в Правительство, Генеральную прокуратуру России и полномочному представителю президента РФ в Центральном федеральном округе, а также представления в Министерство природных ресурсов и администрацию Рязанской области. Отчет направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Напомним, что в настоящее время ситуация в цементной отрасли страны и на рынке строительных материалов является напряженной. Ассоциация строителей России прогнозирует дальнейший рост стоимости цемента в России на фоне переживаемого страной строительного бума, а Федеральная антимонопольная служба подготовила предложения по введению вывозных пошлин на цемент. Ранее для насыщения дефицитного российского рынка импортным цементом были отменены ввозные пошлины на этот строительный материал. Между тем, аналитики отмечают в росте цен на цемент в России значительную спекулятивную составляющую.