Минэнерго РФ разработало дорожную карту, которая содержит перечень пилотных проектов по использованию золошлаковых материалов (ЗШМ) в автодорожном строительстве, а также в цементной промышленности. Согласно комплексному плану, технико-экономическое обоснование пилотных проектов Минэнерго должно быть представлено в правительство в четвертом квартале этого года.
Согласно данным Минэнерго РФ, для изготовления материалов в России используется около 5-7 % золошлаковых отходов (ЗШО), которые образуются от сжигания угля на теплоэлектростанциях. При этом во вторичный оборот можно вовлекать свыше 70 % ЗШО. Летом прошлого года профильное министерство разработало «Комплексный план по повышению объемов утилизации продуктов сжигания твердого топлива (ПСТТ) на угольных ТЭЦ и котельных», результатом которого должно стать повышения уровня утилизации ЗШО до 50 % к 2035 году.
По предварительным оценкам Минэнерго, использование ЗШО в производстве цемента создаст потенциал для снижения ежегодного объема выбросов СО₂ в строительной отрасли России на 6,17 млн тонн, или 0,3 % от годового объема выбросов. Использование вторичной продукции из золошлаковых отходов позволит также снизить теплопроводность бетонов и облегчить массу сооружений. Золошлаковые материалы могут применяться для укрепления грунтов, а цемент с зольными добавками можно использовать для бетона основания дорожных покрытий.
Ближайшее мероприятие из комплексного плана Минэнерго — внесение поправок в федеральный закон о контрактной системе № 44-ФЗ. Это позволит обеспечить гарантированный спрос на ЗШМ в рекультивации, дорожном строительстве, пересыпке мусорных полигонов по муниципальному и госзаказу. Внесение данного законопроекта в Госудму на апрель 2021 года.
Еще один законопроект в Госдуму намерены внести в декабре — он предусматривает налоговый стимул для организаций, специализирующихся на производстве продукции с применением ЗШМ.