Технология цементации грунтов используется более двух тысяч лет. Так, в Древнем Риме для строительства дорог применяли минеральное вяжущее на основе вулканического туфа и извести. В различных вариантах технологии укрепления грунтов использовались до середины прошлого века.
«Постепенно про укрепление грунтов забыли, потому что значительно возросла добыча песка и щебня. Эта методика ушла на Запад и только сейчас возвращается к нам в качестве инновации», – говорит руководитель проекта по развитию бетонных дорог Евроцемента Олег Агарышев.
Он отмечает, что Евроцемент локализовал технологию. «Вместо того, чтобы ввозить дорогой продукт из-за границы, мы можем производить КМВ в России. В нем базовые минеральные материалы: цемент, негашеная известь, крупнотоннажные промышленные отходы – зола-уноса ТЭЦ, молотые металлургические шлаки и т. п. То есть мы еще и вовлекаем во вторичный оборот то, что у нас миллионами тонн накоплено за десятилетия индустриализации СССР и России», – поясняет эксперт Евроцемента.
Российские дорожники впервые применили «АвтоГрунт» при строительстве скоростной автодороги М-12 «Москва—Нижний Новгород—Казань». Строители трассы уже оценили преимущества комплексного минерального вяжущего. Так, на более 100 километровом участке трассы во Владимирской и Нижегородской областях, где преобладают переувлажненные глинистые грунты, была применена технология укрепления вяжущим. Благодаря этому дорожникам не пришлось проводить дорогостоящие работы по вывозу и замещению огромным количеством песка глинистого грунта, который невозможно уплотнить. По оценкам экспертов, верхний рабочий слой земляного полотна с использованием комплексного минерального вяжущего от Евроцемента может прослужить около 50 лет.
«Укрепления грунтов КМВ позволяет получить хороший связный несущий слой. Суть в том, что мы имеющийся грунт не изымаем, а завозим вяжущее, распределяем в определенной дозировке, перемешиваем с грунтом, вводя воду при необходимости, уплотняем», — объясняет Олег Агарышев.
Еще одно эффективное решение, которое активно применяется при дорожном строительстве в Татарстане, Саратовской, Нижегородской, Рязанской и Калужской областях – технология холодной регенерации. Экономия затрат при ее применении составляет порядка 15-30 %.
«Она позволяет из старой дорожной одежды, не демонтируя ее, получить новое прочное и упругое основание с минимальным вовлечением стройматериалов. Потребуется немного щебня, битумная эмульсия, добавочный цемент или КМВ для придания прочности получаемому слою», – добавляет Олег Агарышев.
Эксперты Евроцемента признают, что технология холодной регенерации и КМВ позволит строить дороги быстрее, дешевле, прочнее и долговечнее. В частности, при строительстве трассы М-12 будет продолжено применение «АвтоГрунта», а уже в ближайшем будущем использование этих методик планируется масштабировать.