В июне 2011 г. объем отгрузок цемента железнодорожным транспортом на российский рынок увеличился на 7,5% по сравнению с маем текущего года и составил 3,7 млн т, подсчитали аналитики СМПРО. По оценкам компании, потребление цемента, отгруженного железнодорожным транспортом, в случае бесперебойных поставок в июне 2011 г. могло составить не менее 3,9 млн т. Дефицит цемента в этом случае составил бы около 200 000 т цемента. В июле-августе нехватка продукции у потребителя, вызванная отсутствием подвижного состава, будет только обостряться, прогнозируют в СМПРО. Избежать ухудшения ситуации можно за счет вовлечения в перевозку цемента зерновозов и более эффективным управлением существующим парком хоппер-цементовозов.
«Вызывает удивление и недоумение то обстоятельство, что за более чем 10 лет, прошедших с момента, когда впервые в сезон обострилась проблема нехватки специализированного подвижного состава для перевозки цемента, ситуация скорее ухудшилась: не сработали эффективно ни рыночный механизм, ни государственное регулирование», — отмечают в компании.
В июне 2011 г. существенное увеличение объемов отгрузки цемента по сравнению с маем наблюдалось на заводах «Евроцемента» — рост на 9% до 1 563 000 т, «Сибирский цемент» — рост 22% до 310 000 т, РАТМ — рост 28% до 116 000 т, «Востокцемент» — рост 22% до 121 000 т, ЮУГПК — рост 38% до 43 000 т. Увеличились объемы импортного ж/д цемента — на 43% до 83 000 т.
Существенное падение отгрузок цемента ж/д транспортом в июне показали такие компании, как «Мордовцемент» — 6% до 285 000 т и «Новоросцемент» — 7% до 217 000 т. Снизились объемы экспорта ж/д транспортом на 5% до 113 000 т.