Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2025 года была утверждена Правительством РФ, соответствующее распоряжение подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Стратегия разработана в целях дальнейшей реализации Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции». Для обеспечения сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции и его влияния на развитие экономики и социальной сферы страны, в рамках реализации Стратегии будет усовершенствована нормативно-правовая база, формы государственного и общественного контроля, реализован комплекс мер по пресечению оборота контрафактной продукции, а также будет проводится регулярный мониторинг ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в РФ.
В Стратегии определены приоритетные отрасли промышленности для принятия мер в области противодействия контрафакту и фальсификату. В краткосрочной (2021-22 гг.) перспективе особое внимание будет уделено совершенствованию контрольных государственных и общественных механизмов в тех отраслях промышленности, которые в ежедневном режиме влияют на жизни и здоровье граждан: пищевая, легкая, фармацевтическая, медицинская, автомобильная, авиационная, сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, лесная и деревообрабатывающая. В среднесрочной (до 2025 г) перспективе - отрасли промышленности, являющиеся базовыми для устойчивого развития экономики страны в ближайшие несколько десятков лет: топливная, химическая, электронная, кабельно-проводниковая, производство строительных материалов, индустрия детских товаров и машиностроение.
В качестве основных мер по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией, Стратегия предлагает дальнейшее развитие государственной системы маркировки и прослеживаемости продукции, включающей информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов и информационную систему мониторинга товаров, подлежащих маркировке, и их интеграцию с другими государственными системами (ФГИС «Меркурий», ЕГАИС и других).
«Это дает потребителю возможность убедиться в качестве товаров непосредственно при покупке, обеспечивая таким образом защиту жизни и здоровья граждан и гарантию безопасности продукции, в том числе с более широким вовлечением общества в систему контроля за оборотом товаров», – заявил Министр Промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
В то же время, создаваемая в рамках Стратегии Система мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, предусматривает детальный анализ уровня контрафакта и фальсификата в каждой товарной группе и в каждом регионе, а также сбор ряда других показателей, дающих государству и обществу возможность незамедлительно реагировать на любые попытки недобросовестных участников рынка ввести в оборот некачественные товары.
«Система мониторинга позволит государственным органам власти, бизнес-сообществу и общественным организациям в полной мере использовать все доступные механизмы борьбы с контрафактом и фальсификатом, строя свою повседневную деятельность исключительно на актуальных фактических данных», – добавляет Денис Мантуров.
Кроме того, в Стратегии делается акцент на ликвидации рынка услуг по изготовлению поддельных сопроводительных документов, внедрении обязательности использования информационных ресурсов о недобросовестных производителях, импортерах, поставщиках, продавцах промышленной продукции и развитии государственных и общественных механизмов защиты прав интеллектуальной собственности. Эти меры приобретают особую важность в контексте бурного развития интернет-торговли.
В 3-месячный срок Минпромторг России, с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества и общественных организаций подготовит и направит в Правительство проект плана мероприятий по реализации Стратегии.
Реализация положений документа обеспечит добросовестным предпринимателям необходимые условия для честного и открытого рынка, защитит граждан от некачественной продукции и позволит минимизировать влияние игроков теневого рынка на социально-экономическую ситуацию в стране.